ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

  • Валерий Петрович Сидоров
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Павел Юрьевич Ситников
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: транспортная система, городской пассажирский транспорт, рациональная организация, транспортная доступность, методика оценки

Аннотация

Транспортная система представляет собой один из важнейших элементов социально-экономического комплекса любого населенного пункта. Городской пассажирский транспорт определяет мобильность населения города и пригородов, создает конфигурацию и влияет на географические направления роста городов и их пригородов, городских агломераций, прочих населенных пунктов. Совершенствовать работу городского пассажирского транспорта можно путем более эффективного использования и рационального распределения его потенциала. В то же время транспортная система больших городов структурно очень сложна, поэтому всегда существует проблема выбора показателя рациональной организации работы городского пассажирского транспорта. Объектом исследования в работе послужил городской пассажирский транспорт г. Ижевска. В качестве показателя рациональной организации работы транспорта была выбрана транспортная доступность. Были выбраны и сконструированы показатели транспортной доступности и рассчитаны два ее варианта: транспортная доступность микрорайонов г. Ижевска к остановочным пунктам общественного транспорта и транспортно-пешеходная доступность микрорайонов г. Ижевска относительно общегородского транспортного центра. На основании расчетов были выделены проблемные участки города, отличающиеся низкой транспортной доступностью, и, соответственно, требующие повышения уровня обеспеченности потенциалом городского пассажирского транспорта.

Литература

1. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 110 с.
2. Гольц Г.А. Транспорт и расселение. М.: Наука, 1981. 248 с.
3. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей: методы анализа топологических закономерностей. М.: ИГАН, 1989. 221 с.
4. Сидоров В.П. Проблемы и перспективы отечественной географии транспорта // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле. 2012. Вып. 4. С. 149-151.
5. Исследование пассажиропотока и совершенствование организации маршрутных перевозок пассажирским транспортом на территории города Ижевска в целях подготовки документа планирования: Отчет о научно-исследовательской работе (рукопись) / Н.В. Догадина, А.А. Кашин, А.Ф. Кудрявцев и др.; под ред. В.П. Сидорова. Т. 2 Ижевск, 2016. 33 с.
6. Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей. Смоленск: Универсум, 2005. 384 с.
7. Сидоров В.П. Территориальная организация городского транспорта (на примере г. Ижевск) // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика: Сб. науч. ст. Смоленск: Универсум, 2016. С. 483-488.
8. Сидоров В.П. Территориальное распределение ресурсов пассажирского транспорта - методы оценки // Территориальные аспекты перехода к рыночной экономике. Р.н/Д., 1991. С.154-156.
9. Сомов Э.В., Ушакова Л.А. Картографическая оценка транспортной доступности территории и ее влияние на стоимость аренды жилья (на примере Юго-Западного административного округа г. Москвы) // Ростов-н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 80-86.
Поступила в редакцию 2017-09-25
Опубликована 2017-12-29
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
547-553