О ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ В ПРАВЕ

  • Михаил Михайлович Бринчук
    • Институт государства и права РАН
Ключевые слова: природа, человек, ценность общества, Конституция РФ, методология, экологическая политика, экологическое право

Аннотация

Статья посвящена исследованию вопроса о природе и человеке как высшей ценности общества, что важно с мировоззренческой точки зрения. Этот вопрос имеет существенное значение при научной разработке методологических оснований формирования и осуществления экологической политики и экологического права. Анализ основан на норме Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Исследуется важный для экологического права вопрос об антропоцентрической и экоцентрической концепции охраны природы. Отмечается, что конституционное положение о человеке как высшей ценности ни в коей мере не говорит в пользу антропоцентрической концепции охраны природы. По своей природе человек - биосоциальное существо, одновременно принадлежащее двум мирам, в которых существует и развивается. В социальном мире, в системе социальных ценностей человек имеет наивысшую ценность, в мире природы как биологическое существо человек выделяется среди других видов лишь какими-то природными особенностями: обладанием сознания, воли, способностью мыслить. Для человека как биологического вида, как представителя мира природы высшей ценностью является природа.

Литература

1. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. С. 11.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. М., 2004. С. 64-65.
3. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность» // Правоведение. Известия высших учебных заведений. 2000. № 1. С. 115.
4. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России: теория и практика систематизации: дис. …докт. юрид. наук. М., 2007. С. 21, 343.
5. Аблеев С.Р. Эвристические идеи космической философии живой этики в контексте становления новой научной картины мира // Человек в социальном мире. Проблемы - исследования - перспективы. 2004. Вып. 2, № 2 (13). С. 13.
6. Васильева М.И. К экологическому правопониманию (аксиологические аспекты) // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конф. Юбилейный выпуск. М., 2004. Т. 2. С. 592.
7. Ламарк Ж.-Б. Аналитическая система положительных знаний // Избр. тр. М., 1952. Т. 2. С. 442.
8. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М.: Наука, 1992. С. 353.
9. Соловьев В.С. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 102.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания // Culture and World. Даугавпилс, 1994. Ноябрь. С. 1-2.
11. Лосев К.С. Мифы и заблуждения экологии // Ноосфера. The Noosphere. Журнал фонда им. В.И. Вернадского. 2009. № 28. С. 45.
12. Новая газета. 2008, 29 мая;
13. Неизбежное будущее - экологический социализм // Зеленый мир. 2009. № 11-12. С. 8.
14. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990; Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991;
15. Хесле В. Философия и экология. М., 1993;
16. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. Удобно ли сидится на вершине пирамиды? /отв. ред. В.М. Захаров. М.: Наука, 1999. С. 27.
17. Бюллетень международных договоров. 1996. № 9. С. 3-28; Собрание законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.
18. Философы дикой природы // Зеленый мир. 2007. № 17-18. С. 19.
19. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. Удобно ли сидится на вершине пирамиды? / отв. ред. В.М. Захаров. М., 1999. С. 34-35.
20. Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. С. 14, 17.
21. Зеленый мир. 2005. № 11-12. С. 1.
Поступила в редакцию 2017-09-22
Опубликована 2017-09-29
Раздел
Правоведение
Страницы
115-121