СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Елена Викторовна Ширинкина
    • БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Ключевые слова: реформирование, модернизация, парадигма, высшее образование, модель российского образования, рынок труда, человеческий капитал

Аннотация

Дано обоснование существующим противоречиям при попытке соблюсти баланс между традициями и инновациями в области реформирования системы высшего образования, между сложившейся в течение многих лет моделью научной и образовательной деятельности и необходимостью внутренней ее трансформации под влиянием глобальных изменений в образовании. В настоящее время это проблема, которая требует разрешения. Проведен контент-анализ по нормативно-правовой базе, целям, задачам и концепции реформирования. Объектом исследования являются преобразования, происходящие в системе высшего образования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современная экономическая теория, современные концепции реформирования высшего образования, системный подход, диалектический метод познания, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, сравнения. В ходе исследования автором проведено критериальное сравнение моделей реформирования отечественного высшего образования. Особая парадигма данного этапа реформирования высшей школы заключается в том, что происходит существенное изменение в отношении государства к системе образования, которая теперь рассматривается как сфера, подчиненная рынку труда и экономике. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании концептуального подхода к систематизации существующих процессов реформирования российского образования. Исследуя итоги процессов реформирования российского образования, автор приходит к выводу, что существующие еще в 1990-е гг. проблемы, связанные с отрывом высшей школы от требований рынка труда, сохраняются и сегодня, при очевидном признании и положительных результатах. Но это отнюдь не заключается в жестком приведении этого соответствия, а наводит на мысль о необходимости такого строгого соблюдения. В связи с этим необходимо выработать в сознании общества парадигмы, что образование не обязано готовить выпускников под конкретное рабочее место, а нужно изменить сознание работодателей так, чтобы они сами формировали и развивали человеческий капитал.

Литература

1. Попов Д.П. Социальные оценки процесса реформирования высшего профессионального образования в современной России: региональный аспект: дис…канд. экон. наук. Екатеринбург, 2013. С. 46.
2. Боревская Н.Е., Борисенков В.П., Чжу Сяомань. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: сравнительный анализ. М., 2007. С. 44.
3. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высшее образование в России, 2006. №3. С.13.
4. Доклад министра образования РФ Э.Д. Днепрова на 43-й сессии Междунар. конф. по образованию ЮНЕСКО, посвящ. теме «Образование, культура, развитие: скоординированная политика и стратегия». Женева. Сентябрь, 1992 г. URL: http:// rudoks.exdat.com/docs/index-393718.html (дата обращения 13.10.2016).
5. Днепров Э.Д. Человек на задворках реформ. Как всегда // Учительская газета. 1999. № 9. С. 16-17.
6. О национальной доктрине образования в РФ: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000. № 751 // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст.4089.
7. Филлипов В.М., Чистохвалов В.Н. Российское высшее образование на пути перемен // Вестн. РУДН. Сер. Философия. 2003. № 2. С.10.
8. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756- р // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.2). Ст.119.
9. Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы трудоустройства молодых специалистов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2014. Вып. 2. С. 45.
10. Ширинкина Е.В. Периодизация и генезис высшего образования в России в русле идеи формирования человеческого капитала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-2 (80-2). С. 289-295.
11. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. №1340-р // СПС «КонсультантПлюс».
12. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 г.: Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61.
13. Днепров Э.Д. Второй исход // Политический журнал. 2005. № 28. С. 25.
14. Смолин О.М. И еще раз о ЕГЭ [Образование и общество]. URL: http:// www.education.rekom.ru/2.2008/ 74.html (дата обращения 14.10.2016).
15. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756- р // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.2). Ст. 119.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (утв.29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2014); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ 14.08.2013 № 1426-р).
17. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ 14.08.2013 № 1426-р).
18. Куфтырёв И.Г. Международный инкубатор университета Мэриленда. Информационно-аналитические материалы. URL: http://www.eureca-usrf.org/about/Bibliot/NNSU/1/06.pdf, свободный (дата обращения: 12.01.2013).
19. Ширинкина Е.В. Оценка эффективности использования образовательного капитала как доминирующего элемента человеческого капитала в экономике знаний // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2 (81-2). С. 854-861.
20. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонская декларация // Министерство науки и образования Российской Федерации. URL: http://www.russia.edu.ru/ information/legal/law/inter/bologna, свободный (дата обращения: 03.11.2013).
21. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / пер. с англ. И.Г. Ясавеев; под ред. С.А. Ерофеева. М.: Экономика, 2004.
Поступила в редакцию 2017-06-09
Опубликована 2017-07-24
Раздел
Экономика
Страницы
69-77