СПОСОБЫ УЧЕТА ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ В ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВА
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопроса об учете законов природы как основополагающем методологическом основании формирования и осуществления государственной экологической политики и экологического права. Важная исходная позиция теории экологического права: законы общества, имеют с законами природы единую идеальную цель - поддержание, обеспечение порядка, одни - в обществе, другие - в природе. Необходимость учета законов природы в экологическом законодательстве связана с положением Конституции РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой конституционной норме, определяющей один из наиболее существенных элементов конституционного строя России, выражен принцип необходимости учета в законодательстве и праве роли и значения природы в развитии общества, в жизни и деятельности людей, и главное - детерминированность развития общества естественными законами развития природы, подчиненность им. В законодательстве законы развития природы учитываются преимущественно через правовые средства, регулирующие отношения, связанные с удовлетворением оптимальных потребностей человека и других объектов живой природы, - экологическое нормирование, планирование, оценку воздействия на окружающую среду, государственную экологическую экспертизу.
Литература
2. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. М., 2005. С. 39.
3. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: НОРМА, 2007. С. 45.
4. Тихомиров Ю.А. Теоретико-практический взгляд на водное право // Водное законодательство и экологические вызовы: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 15 июня 2012 г.) / сост. С.А. Боголюбов, Д.О. Сиваков, О.А. Золотова. М., 2012. С. 25-26.
5. Бринчук М.М. Проблемы методологии экологического права. URL: http://www.igpran.ru/ public/publiconsite/
6. Теоретические положения в данной сфере сформулированы в ряде работ. См.: Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. 2007. № 1. С. 4-11;
7. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России: теория и практика систематизации: автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2007. С. 24-25;
8. Бринчук М.М. Теоретические проблемы экологизации законодательства // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конф. (2005-2007 гг.) / под ред. А.К. Голиченкова. М., 2009. С. 327-332;
9. Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6. С. 10-19.
10. Бринчук М.М. Экологическое право в правовой системе // Труды Института государства и права РАН. 2009. № 3. С. 131-155.
11. СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
12. Бринчук М.М. Планирование как элемент эколого-правового механизма // Экологическое право. 2013. № 5. С. 6-15.
13. См.: СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
14. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 31.
15. СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
Опубликована 2018-03-30