СПОСОБЫ УЧЕТА ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ В ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВА

  • Михаил Михайлович Бринчук
    • Институт государства и права РАН
Ключевые слова: законы природы, законы общества, экологическое право, публичное право, порядок, Конституция РФ, экологическое нормирование, планирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза

Аннотация

Статья посвящена исследованию вопроса об учете законов природы как основополагающем методологическом основании формирования и осуществления государственной экологической политики и экологического права. Важная исходная позиция теории экологического права: законы общества, имеют с законами природы единую идеальную цель - поддержание, обеспечение порядка, одни - в обществе, другие - в природе. Необходимость учета законов природы в экологическом законодательстве связана с положением Конституции РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой конституционной норме, определяющей один из наиболее существенных элементов конституционного строя России, выражен принцип необходимости учета в законодательстве и праве роли и значения природы в развитии общества, в жизни и деятельности людей, и главное - детерминированность развития общества естественными законами развития природы, подчиненность им. В законодательстве законы развития природы учитываются преимущественно через правовые средства, регулирующие отношения, связанные с удовлетворением оптимальных потребностей человека и других объектов живой природы, - экологическое нормирование, планирование, оценку воздействия на окружающую среду, государственную экологическую экспертизу.

Литература

1. Бринчук М.М. Законы природы и общества: монография: в 2 ч. М.: Юрлитинформ, 2015.
2. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. М., 2005. С. 39.
3. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: НОРМА, 2007. С. 45.
4. Тихомиров Ю.А. Теоретико-практический взгляд на водное право // Водное законодательство и экологические вызовы: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 15 июня 2012 г.) / сост. С.А. Боголюбов, Д.О. Сиваков, О.А. Золотова. М., 2012. С. 25-26.
5. Бринчук М.М. Проблемы методологии экологического права. URL: http://www.igpran.ru/ public/publiconsite/
6. Теоретические положения в данной сфере сформулированы в ряде работ. См.: Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. 2007. № 1. С. 4-11;
7. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России: теория и практика систематизации: автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2007. С. 24-25;
8. Бринчук М.М. Теоретические проблемы экологизации законодательства // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конф. (2005-2007 гг.) / под ред. А.К. Голиченкова. М., 2009. С. 327-332;
9. Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. № 6. С. 10-19.
10. Бринчук М.М. Экологическое право в правовой системе // Труды Института государства и права РАН. 2009. № 3. С. 131-155.
11. СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
12. Бринчук М.М. Планирование как элемент эколого-правового механизма // Экологическое право. 2013. № 5. С. 6-15.
13. См.: СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
14. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 31.
15. СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
Поступила в редакцию 2017-11-21
Опубликована 2018-03-30
Раздел
Правоведение
Страницы
252-255