ПЕДАГОГ И ПСИХОЛОГ В КОНТЕКСТЕ ДРУЖЕСТВЕННОГО РЕБЁНКУ ПРАВОСУДИЯ

  • Мария Владимировна Ожиганова
    • ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Ключевые слова: педагог, психолог, несовершеннолетний, дружественное ребёнку правосудие, уголовно-процессуальное законодательство

Аннотация

В статье на основе анализа действующего законодательства и программных документов определяются некоторые направления изменения законодательства по вопросам участия педагога или психолога в уголовном производстве по делам несовершеннолетних. Предлагается позиция, связанная с необходимостью установления самостоятельного статуса педагога (психолога) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего как потерпевшего, свидетеля, так и подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на любой стадии уголовно-процессуальной деятельности. Обосновывается необходимость использования в дружественном ребёнку правосудии профессиональных компетенций психолога, что должно повлечь включение психолога в состав участников уголовно-процессуальной деятельности. Для обеспечения качества участия психолога при производстве по уголовному делу обосновывается необходимость введения в УПК РФ статьи, регламентирующей его права и обязанности психолога. Аргументируются цель и задачи деятельности психолога при формировании дружественного ребёнку правосудия на основе международных стандартов, которые предусматривают возможность расширения сферы дружественного ребёнку правосудия с целью содействия благополучию подростка и создания условий, которые способствуют формированию социально-значимых качеств личности.

Литература

1. Устав уголовного судопроизводства. 20 ноября 1864 года. URL:http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/ 3137/
2. Люблинский П.И. Суды по делам несовершеннолетних в России // Журнал Министерства юстиции. 1910. Июнь. С. 7-8.
3. Марковичева Е.В., Татьянина Л.Г. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, вып. 2. С. 133-138.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. 796 с.
5. Дудин Н.Н. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // КриминалистЪ. 2010. № 2 (7). С.36-41. URL:http://www.procuror.spb.ru/k711.html
6. Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.
7. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.).
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
9. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 682н «Об утверждении профессионального стандарта “Психолог в социальной сфере” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 № 30840) // Российская газета. 2014. 15 янв.
10. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // Российская газета. 2013. 18 дек.
Поступила в редакцию 2018-01-22
Опубликована 2018-03-30
Раздел
Правоведение
Страницы
296-301