ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РОССИИ

  • Татьяна Леонидовна Музычук
    • ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
  • Игорь Васильевич Анохов
    • ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
  • Валентина Анатольевна Зыкова
    • ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
Ключевые слова: образовательная мобильность студентов, региональные университеты, двойной диплом, двудипломное образование, болонский процесс, университетский кластер

Аннотация

Отечественное высшее образование в лице региональных вузов за последние несколько десятилетий сталкивалось с принципиальным изменением внешней среды под влиянием процессов глобализации: если в советский период они конкурировали с территориально близкими вузами за абитуриентов, то с введением ЕГЭ их прямыми соперниками в борьбе за выпускников областных школ стали ведущие российские (прежде всего столичные) университеты. Сегодня они вынуждены соперничать уже и с иностранными университетами, доступ к образованию в которых открыт для абитуриентов с хорошими научными задатками и/или с высокой платежеспособностью. В этой ситуации наличие у региональных вузов программ двойного дипломирования является попыткой повысить свою конкурентоспособность и обеспечить выживание в средне- и долгосрочной перспективе. Рассматриваются достигнутые за 16 лет результаты обучения студентов по программе двойного дипломирования с точки зрения соответствия этих результатов интересам региональных университетов, органов власти и работодателей. По итогам проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что всех студентов можно разделить на «кочевников», которые ориентированы на транснациональный рынок труда, и «оседлых», нацеленных на внутристрановой рынок труда. Для того, чтобы система двойного дипломирования работала не только на выезд из страны российских студентов, но и на въезд в страну иностранных студентов, необходимы дополнительные меры. Наиболее перспективным вариантом развития системы двойного дипломирования для региональных российских вузов видится через создание образовательной сети университетов. Студенты из каждого университета - участника сети «по направлению подготовки осваивают часть образовательной программы с использованием ресурсов других участников сети». Эта форма, на наш взгляд, является наиболее перспективной, но нуждающейся в уточнении.

Литература

1. Брагина З.В. Путь к двойному диплому: опыт Института экономики Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова // Вестн. ун-та. 2014. № 1. С. 219-223.
2. Певзнер Д.М. Конструирование международных образовательных программ: логика отбора и организации содержания // Человек и образование. 2013. № 3. С. 72.
3. Певзнер М.Н. Реализация международного проекта: новое видение сетевого взаимодействия университетов-партнеров. К 20-летию программы ТЕМПУС // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2010. № 58. С. 40-44.
4. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55-61.
5. Суходолов А. П., Майдачевский Д. Я. Высшая школа региона: «храм науки» против «фабрик кадров» (1920-1930-е годы) // Изв. Байкальского гос. ун-та. 2016. № 5. С. 693-704.
6. Тесленко А.Н., Ибраева А.Б., Ракишева А.Ш., Кулжабаева Ж.О. Двудипломное образование в Казахстане как условие академической мобильности студентов и преподавателей // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 138-142.
7. Цвигун И.В. Подготовка кадров для международной экономической деятельности факультетом мировой экономики БГУЭП // Изв. Иркутской гос. экономической академии. 2005. № 2. С. 64-68.
8. Цвигун И.В. Роль международной деятельности в формировании бренда вуза: опыт факультета мировой экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права. // Изв. Иркутской гос. экономической академии. 2015. № 2. С. 239-247. DOI: 10.17150/ 1993-3541. 2015. 25(2). С. 239-247.
9. Чичерина Н.В., Бугаенко О.Д. Модели основных образовательных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме // Высшее образование в России. 2016. №10. С. 24-36.
10. Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region 1997. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13522&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (2018.1 марта).
Поступила в редакцию 2018-06-09
Опубликована 2018-07-25
Раздел
Экономика
Страницы
472-482