МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

  • Ирина Леонидовна Митюшина
    • ФГАОУВО «Белгородский государственный национально-исследовательский университет»
Ключевые слова: финансовые ресурсы, факторный анализ, традиционная методика, российская методика, маржинальная методика («директ-костинг»), прибыль от продаж, себестоимость товаров (работ, услуг), постоянные и переменные затраты

Аннотация

Все компании стремятся из года в год улучшать свои финансовые показатели. Для быстрой мобилизации на международном и российском рынках компаниям требуется распределять свои финансовые ресурсы такими методами, чтобы в разных рыночных условиях компания приносила прибыль. Представлено исследование прибыли от продаж через систему факторного анализа и выявление наиболее точных данных взаимосвязи затратной части с финансовыми ресурсами компании. Прибыль от продаж является главным фактором доходности компаний, которые специализируются на купле-продаже. Проведен обзор исследований выдающихся российских и зарубежных экономистов по применению факторного анализа прибыли от продаж. Рассмотрены внутренние компоненты финансовых ресурсов для более точного анализа прибыли компании, себестоимость товара (работ, услуг), цены реализации, постоянных и переменных затрат. В работе особое внимание уделено вопросу маржинальной методики факторного анализа прибыли. Проанализированы методики факторного анализа прибыли от продаж на примере компании ПАО «Газпром» за 2016-2017 гг. Представлена динамика факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли компаний на примере ПАО «Газпром». Выявлено, что маржинальная методика вбирает в себя наибольшее количество факторов, тем самым более точно показывает взаимосвязь прибыли от продаж к объему реализации товаров, работ и услуг.

Литература

1. Официальные данные ПАО «Газпром», Отчетность 2016 год. URL: http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/ reports/2016/ (дата обращения 15.05.2018).
2. Официальные данные ПАО «Газпром», Отчетность 2017 год. URL: http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/ reports/2017/ (дата обращения 15.05.2018).
3. Герасименко О.А., Герасименко О.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. Казань: ООО «Бук». 2017. 172 с.
4. Дорман В.Н. Коммерческая организация. Доходы и расходы, финансовый результат: учеб. пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный ун-т, 2016. С. 108.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: 2002. С. 386-391.
6. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М,2015. С.157.
7. Рассказова-Николаева С. Директ-костинг: правдивая себестоимость // Экономика и жизнь. 2008. № 50. URL: http://www.eg-online.ru/article/51932
8. Скамай М.Д., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник. Высшее образование. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 296.
9. Толпегина О.А. Анализ прибыли: Теория и практика исследования // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 2(131). С. 37. URL https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pribyli-teoriya-i-praktika-issledovaniya (дата обращения 17.05.2018).
10. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. C. 76-80.
11. Шестакова Е.В. Особенности анализа эффективности в разных сегментах бизнеса. Планово-экономический отдел. М.: ООО Центр «Транспорт», 2012. № 8. С. 92-98.
Поступила в редакцию 2018-06-16
Опубликована 2018-07-25
Раздел
Экономика
Страницы
500-504