ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ФАНДРАЙЗИНГА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  • Ирина Юрьевна Окольнишникова
    • ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
  • Ирина Николаевна Лычагина
    • ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
Ключевые слова: фандрайзинг, некоммерческие организации, образовательные организации, маркетинг, продвижение, маркетинговые коммуникации, эндаумент

Аннотация

Анализируются тенденции университетского фандрайзинга - деятельности вузов по привлечению и аккумулированию оборотных средств из внешних источников, необходимых для реализации их проектов и программ, которая все в большей степени охватывает как зарубежные, так и российские университеты. Рассматриваются наиболее действенные пути совершенствования экономических механизмов функционирования вузов через формирование университетских эндаументов. Раскрываются содержание основных моделей формирования и использования университетских эндаументов в мировой практике, отмечается их различие в отношении финансирования целевых фондов. Анализируются причины недостаточной фандрайзинговой активности некоммерческих организаций в российских регионах и стимулы для развития фандрайзинга. Оценивается роль управления продвижением фандрайзинговой деятельности через систему маркетинговых коммуникаций. Приводятся примеры функционирования фондов целевого капитала и динамики изменения величины денежных средств в эндаументах столичных и региональных вузов России. Рассматриваются основные инструменты, используемые отечественными вузами для продвижения своих эндаументов; концепция социальной ответственности бизнеса и социальных инвестиций, отражающая понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и общества в целом. Отмечаются причины, сдерживающие процесс пополнения университетских эндаументов и возможные пути преодоления этой проблемы на региональном уровне.

Литература

1. Usher A. University Endowments in a Global Context // Higher Education Strategy Associates, 04.06.2015. [Electronic resource]. URL: http://higheredstrategy.com/university-endowments-in-a-global-context/
2. Балацкий Е.В. Университетские эндаументы и конкурентоспособность российских вузов. М.: Буки Веди, 2017. 84 с.
3. Корнеева И.Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 48-66.
4. Кузьмина Н.Б. Эндаументы как долгосрочный инструмент развития вуза // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России: Сборник практических рекомендаций для участников Международной научно-практической конференции «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России», МГИМО(У)МИД России, 27-29 апреля 2010 г. / под ред. Е.С. Бирюкова, Д.А. Дегтерева, А.В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010. 148 с.
5. Лычагина И.Н. Организационные аспекты фандрайзинговой деятельности в вузах ЕАЭС // Маркетинговая архитектура и эффективность Евразийской экономики: коллективная монография / под науч. ред. Г.Л. Багиева, И.А. Максимцева. СПб., 2017. 463 с.
6. Санкт-Петербургский государственный университет. Эндаумент-фонд. URL: http://fund.spbu.ru/ (дата обращения: 14.05.2018).
7. Стельмах А.В., Козин А.Л., Зайцев К.С. Роль инфраструктуры образовательного фандрайзинга в решении задач регионального развития // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России: сборник практических рекомендаций для участников Междунар. науч.-практ. конф. «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России», МГИМО(У) МИД России, 27-29 апреля 2010 г. / под ред. Е. С. Бирюкова, Д. А. Дегтерева, А. В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010. 148 с.
8. Уральский федеральный университет. URL: https://urfu.ru/ru/endowment/ (дата обращения: 21.05.2018).
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Рос. газ. № 303. 31.12.2012.
10. Шаффт Т. Путеводитель по фандрайзигу. Рабочая модель по привлечению спонсоров. М.: Вершина, 2006. 256 с.
11. Эндаумент-фонд Московского физико-технического института (государственного университета). URL: https://fund.mipt.ru/p/projects/ (дата обращения: 11.05.2018).
Поступила в редакцию 2018-07-16
Опубликована 2018-07-25
Раздел
Экономика
Страницы
505-516