РОЛЬ ЗАТРАТ НА МАРКЕТИНГ В ЦИФРОВЫХ И НЕЦИФРОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИЙ США)

  • Николай Николаевич Молчанов
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Оксана Сергеевна Муравьева
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Мария Сергеевна Макарова
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые затраты, цифровая экономика, цифровые отрасли экономики, CSI

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу инвестиций в маркетинг по американским компаниям цифровых и нецифровых отраслей экономики. В первой части статьи приведено понятие цифровой экономики в широком и узком значениях, а также понятие цифровых отраслей экономики и цифровизации. Представлена методика оценки уровня удовлетворенности потребителей (CSI), а также значение индекса удовлетворенности по цифровым и нецифровым отраслям экономики. Выявлено, что на уровень цифровизации отрасли не влияет показатель удовлетворенности потребителей. Вторая часть исследования посвящена анализу влияния степени цифровизации отрасли на показатели прибыльности маркетинга компаний. Произведена оценка таких показателей, как рентабельность инвестиций в маркетинг (MROI) и маркетинговая рентабельность продаж (MROS). Для этого исследованы данные годовых отчетов о доходах компаний цифровых и нецифровых отраслей. Установлено, что в цифровых отраслях экономики маркетинговые затраты оказывают более сильное влияние на прибыль компании, чем в нецифровых сферах. Также определено, что в цифровых отраслях несколько выше значение показателя маркетинговой прибыли (NMC). Анализ ведущих американских компаний подтвердил наличие прямой зависимости между показателями MROI и MROS и долей операционной прибыли в виде процента от продаж компаний. Выявлено также, что величина прибыли компании напрямую зависит от того, насколько эффективными являются ее маркетинговые затраты.

Литература

1. The Most Innovative Companies 2018: Innovators Go All In Digital / M. Ringel, H. Zablit, F. Grassl, J. Manly, C. Moller / The BCG. January, 2018, 28 с.
2. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И., Намиот Д.Е., Воробьев А.О. Цифровая экономика «Умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 2. С. 26-33.
3. Индекс удовлетворенности потребителей. URL: http://chiefengineer.ru/organizaciya-proizvodstva/pokazateli-effektivnosti/indeks-udovletvorennosti-potrebiteley
4. Маркетинг инноваций: в 2 ч. Ч. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н.Н. Молчанова. М.: Юрайт, 2017. 257 с.
5. Fornell C., Johnson M.D., Anderson E.W., Cha J., & Bryant B.E. (1996). The American Customer Satisfaction Index: Nature, purpose, and findings. Journal of Marketing, 60(4). С. 7-18.
6. Customer Satisfaction Index // Высшая школа экономики. URL: https://marketing.hse.ru/data/2013/12/06/ 1336473230/Методика%20CSI.pdf
7. ACSI. The Science of Customer Satisfaction // American Customer Satisfaction Index. URL: http://theacsi.org/ about-acsi/the-science-of-customer-satisfaction.
8. Исследование удовлетворенности и лояльности клиентов группы компаний Sibelco в России: аналитический отчет. EPSI Rating, 2015. 71 с.
9. Ленсколд Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг. Методы повышения прибыльности маркетинговых кампаний / пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова и М. А. Карлика. СПб.: Питер, 2005. 272 с.
10. Бест Р. Маркетинг от потребителя: пер. с англ. / пер.: П. Миронов; ред. А. Степанов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 695 с.
Поступила в редакцию 2018-09-11
Опубликована 2018-09-24
Раздел
Экономика
Страницы
647-660