СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ОСНОВА СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Марат Олегович Мирошкин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: социальный капитал, сетевая экономика, кластеры, коммуникационные технологии, краудсорсинг

Аннотация

В статье рассматривается социальный капитал как важнейший источник современных преобразований, происходящих в экономике. Первоначально проведен анализ основных концепций социального капитала. Обнаружен плюрализм мнений в определении важнейших характеристик социального капитала, обусловленный межпредметным характером рассматриваемой категории. Выявлены значимые аспекты социального капитала, присущие всем определениям. К ним относятся: сетевое строение социального капитала, наряду с этим присутствует уровневая структура организации взаимодействий, информационная составляющая любых взаимодействий, фактор доверия как основа возможности и продуктивности коммуникаций, а также разделение на социальное и корпоративное взаимодействия факторов, которые в то же время взаимообусловлены. Рассматриваемые пересечения между неформальными организациями, изначально имеющими разветвленную коммуникативную сеть, с формальными структурами, обусловливают распространение сетевого характера отношений на все уровни. Автором указывается, что толчком к этому процессу также послужили технологическое развитие и устранение пространственных, в какой-то мере временных и информационных барьеров. Указывается, что сетевые коммуникации являются альтернативой иерархическим и рыночным. Исследуются примеры виртуальных сетевых взаимодействий - технологические платформы (краудсорсинг и краудфандинг) и реальных - кластеры. Представленные преобразования социальных взаимодействий можно назвать институализацией социального капитала.

Литература

1. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60-75.
2. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: учеб. пособие. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004. 248 с.
3. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. Общественные науки и современность.2001. № 3. С. 122-139.
4. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. Touchstone Books by Simon & Schuster, 2001. 544 c.
5. Гуськова Н.Д., Клюева А.П. Современные теории социального капитала // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 2 (22). С. 152-160.
6. Савельев М.Ю. На пути к новой парадигме экономической и управленческой науки // Менеджмент: теория и практика. 1999. № 3-4. С. 42-63.
7. Савельев М.Ю. Тотальная демократия, социальный капитал и рента доверия // Надконституционные институты в разных культурных средах. Материалы междунар. науч.-методол. конф. «Экономические, социальные и политические институты в разных культурных средах» / под ред. М.Ю. Савельева, А.И. Савченко. Ижевск: Митра, 2015. С. 391-401.
8. Социальный капитал как научная категория: материалы круглого стола // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 5-23.
9. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Директ-Медиа, 2007. 829 с.
10. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. M.: ИЭ РАН, 2015. 344 c.
11. Савельев М.Ю. Мультикультурный институционализм: Общая экономическая теория цивилизаций. Политическая экономия традиционализма. Проект сетевого общества: [монография]. Ижевск: Митра, 2015.
12. Савельев М.Ю. Общая теория координации хозяйствующих субъектов (культурный контекст) // Надконституционные институты в разных культурных средах. Материалы междунар. науч.-методол. конф. «Экономические, социальные и политические институты в разных культурных средах»/ под ред. М.Ю. Савельева, А.И. Савченко. Ижевск: Митра, 2015. С. 281-296.
13. Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2014. 288 с.
14. Василькова В.В., Кольцов А.И. Краудсорсинг как новая социокоммуникативная технология // Журнал научных публикаций «Дискуссия». 2015. № 7 (59). С. 78-84.
Поступила в редакцию 2016-09-20
Опубликована 2016-11-25
Раздел
Экономика
Страницы
41-46