СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОДВИЖЕНИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ ПЕРМСКОГО КРАЯ

  • Матвей Сергеевич Оборин
    • Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"
  • Тамара Александровна Нагоева
    • Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"
  • Наталья Владимировна Фролова
    • Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"
Ключевые слова: система продвижения, рынок санаторно-курортных услуг, инструмент, клиентоориентированность, конкурентоспособность

Аннотация

Региональный рынок санаторно-курортных услуг является предметом исследования отечественных и зарубежных ученых, в то же время проблема построения эффективной системы продвижения, способствующей повышению качества жизни населения, развитию курортно-рекреационных территорий, увеличению конкурентоспособности региональных санаторно-курортных комплексов, изучена недостаточно глубоко и требует дальнейшего рассмотрения. Система продвижения рынка санаторно-курортных услуг за счет их специфичности, которая объединяет одновременно неосязаемую и товарную сущность должна включать разнообразный инструментарий. В этом направлении авторами проведен контент-анализ научных трудов в области экономики и организации санаторно-курортной деятельности, рекреации, маркетинга и восстановительной медицины. Статистической обработке также был подвергнут значительный объем данных, характеризующих состояние санаторно-курортного комплекса Пермского края и России. По результатам анализа была выявлена необходимость применения системного подхода к разработке и выбору инструментов продвижения. Выбор marketing mix «5С» в качестве этапа системы продвижения позволит сформулировать сегменты рынка санаторно-курортных услуг. Адаптированная под соответствующий рынок модель marketing mix «7P» позволит конкретизировать инструментарий продвижения санаторно-курортных услуг. Применение предложенной системы продвижения рынка санаторно-курортных услуг Пермского края способно вывести санаторно-курортный комплекс региона на качественно новый уровень конкурентоспособности.

Литература

1. Асланов Д.И. Трансформация санаторно-курортного комплекса региона: теория, методология, практика / под ред. Е.Г. Анимицы. Уральский гос. экономический ун-т. Екатеринбург, 2012.
2. Васильцова Л.И. Маркетинг в системе управления рынком санаторно-курортных услуг // Изв. Уральского гос. эконом. ун-та. 2012. №3 (41). С. 128-131.
3. Ветитнев А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 368 с.
4. Винокуров Б.Л., Клевлин А.И. Научный принцип маркетингового таргетирования как концептуальная характеристика клиентоориентированности здравниц // Гуманизация образования. 2013. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/nauchnyy-printsip-marketingovogo-targetirovaniya-kak-kontseptualnaya-harakteristika-klientoorientirovannosti-zdravnits (дата обращения: 23.09.2016).
5. Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/
6. Джанджугазова Е.А. Конкурентоспособность: взгляд через призму менталитета и традиций //Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 1. С. 72-87.
7. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. М.: ИД «Вильямс», 2010. 656 с.
8. Никитин М.В. Клиентоориентированность как сбытовой превалент автаркинального маркетинга здравниц // Вестн. ВУиТ. 2011. №24. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klientoorientirovannost-kak-sbytovoy-prevalent-avtarkinalnogo-marketinga-zdravnits (дата обращения: 21.09.2016).
9. Никитина О.А. Социология ожиданий и удовлетворенности потребителей в санаторно-курортном комплексе// Настоящее и будущее санаторно-курортной деятельности Пермского края. Материалы круглого стола с международным участием. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал). Пермь.: Изд-во «От и До», 2015. С. 66-68.
10. Оборин М.С. Основы позиционирования санаторно-курортных организаций региона на рынке лечебного и оздоровительного туризма // Вестн. ТГЭУ. 2015. №1 (73). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-pozitsionirovaniya- sanatorno-kurortnyh-organizatsiy-regiona-na-rynke-lechebnogo-i-ozdorovitelnogo-turizma (дата обращения: 10.09.2016).
11. Оборин М.С. Подходы к разработке стратегии развития маркетинга санаторно-курортного комплекса страны // Вестн. Алтайского гос. аграрного ун-та. Экономические науки. № 8 (130). Барнаул: Изд-во АГАУ, 2015. С. 177-182.
12. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
13. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р. «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года».
14. Федотченко А.А., Холмогоров Н.А. Современные требования рынка санаторно-курортных услуг // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012. Т. 113, №6. С.104-105.
15. Эккерт Н.В., Кургин М.Е. Маркетинговые стратегии роста продаж санаторно-курортных и оздоровительных услуг в профсоюзных здравницах России//Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. Воронежский гос. лесотехн. ун-т им. Г.Ф. Морозова. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20196181 (дата обращения: 12.09.2016).
16. Яковлева-Чернышева А.Ю. Ценовая политика санаторно-курортной организации как фактор ее конкурентоспособности // Научный вестник. 2014. № 1 (1). С. 51-59.
17. Drucker P. Managing in a Time of Great Change New York, NY: Truman Talley Books/ Dutton, 1995.
18. Lauterborn R. New marketing litany; Four P’spasse; C-words take over // Advertising.
Поступила в редакцию 2016-10-21
Опубликована 2016-11-25
Раздел
Экономика
Страницы
47-56