СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТОВАРНОЙ КАТЕГОРИИ

  • Анна Владимировна Овчинникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Анастасия Андреевна Норина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: категорийный менеджмент, товарная категория, ассортимент, запасы, ритейл, структурирование ассортимента

Аннотация

Конкуренция в ритейле продовольственных, непродовольственных товаров с каждым годом усиливается. Ключевыми факторами повышения лояльности покупателей к торговой точке являются ассортимент, цены предлагаемых товаров, местоположение магазина и уровень обслуживания. Новые подходы к управлению товарной номенклатурой в розничной торговле содержатся в маркетинговой концепции «Категорийный менеджмент». Инструментарий данной технологии позволяет определить структуру принятия решения потребителя о покупке, на ее основе сформировать ассортиментную матрицу в наибольшей степени соответствующей потребностям клиентов, обеспечить выкладку товаров, влияющую на скорость реакции покупателя. Базовым элементом «Категорийного менеджмента» является разработка классификация товаров на основе потребительских предпочтений, так называемое «структурирование товарной категории». От качества и содержания процедур данного этапа зависят полнота отражения потребительских предпочтений в номенклатуре реализуемых товаров, сложность и трудоемкость работы коммерческой службы по закупке товаров, величина транзакционных издержек, связанных с взаимодействием с производителями, поставщиками для обеспечения репрезентативности товарных категорий. В работе представлены методические рекомендации по структурированию товарных категорий. Правильная дифференциация товаров по классификационным подгруппам позволяет эффективно управлять запасами, оптимизировать ассортимент, разрабатывать планограммы выкладки товаров, повышать лояльность потребителей к торговой точке.

Литература

1. Сысовева С.В., Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. СПб: Питер, 2010. 288 с.
2. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы: учебно-методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. 240с.
3. Hübner A. Retail Category Management. Decision Support Systems for Assortment, Shelf Space, Inventory and Price Planning. Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2011. 178 p.
4. Holweg C. Consumer Value im Category Management-Modell nach ECR. Gabler: GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden 2009. 263p.
5. Steiner S. Category Management. Deutscher Universitдts-Verlag: GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden 2007. 218 p.
6. Kahler B. Determinanten der integrierten Kundenbindung. Gabler | GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden 2009. 284 p.
7. Корстен Д., Петцль Ю. ECR. Эффективное взаимодействие с потребителем. Интеграция логистических цепей / пер. с нем.; под ред. Н. Ф. Титюхина. М.: КИА центр, 2006. 120 с.
8. Broniarczyk S.M., Hoyer W.D., McAlister L. Consumers’ Perceptions of the Assortment Offered in a Grocery Category: The Impact of Item Reduction // Journal of Marketing Research (JMR). 1998. 35 (2). P. 166-176.
9. Kotouc A.J. Konsumentenreaktionen auf eine Sortimentsreduktion: Auswirkungen auf Wahrnehmung, Einstellung und Kaufverhalten. Dissertation. Universität St. Gallen. 2006. 469p.
10. Зайцева О.П., Дедкова Н.А. Запасы торговых сетей: методика анализа и принципы управления // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2012. № 2 (3). С. 9-16.
11. Arkader R., Ferreira F.C. Category management initiatives from the retailer perspective: a study in the Brazilian grocery retail industry y// Journal of Purchasing and Supply Management. 2004. №10. P. 41-51.
12. Муратова А.Р., Кушнир Д.Д. Преимущества категорийного менеджмента в розничной торговле потребительскпй кооперации// Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 2. С. 19-24.
13. Report: Category Management. Benchmark your performance against industry best practice. England. 2005. URL: http://www.igd.com/
14. Овчинникова А.В., Норина А.А. Категорийный менеджмент в розничной торговли формата дрогери // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2016. Вып. 4.
15. Category Management Subcommittee. ECR Best Practises Operating Committee.The Partnering Group, Inc. Category Management Report. Washington, 1995. URL: http://ecr-all.org/
16. Efficient Assortment. Best practices report. The Partnering group, Inc, 1998. URL: http://ecr-all.org/
17. Торговля в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. M.: 2015. 243 с.
18. Овчинникова А.В., Норина А.А. Внедрение категорийного менеджмента на предприятиях розничной торговли // Евразийский союз ученых. 2016. №7(28). С. 15-16
Поступила в редакцию 2016-07-06
Опубликована 2016-09-23
Раздел
Экономика
Страницы
44-49