ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ УРАВНИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СЕТЕВОЙ КООРДИНАЦИИ

  • Михаил Юрьевич Савельев
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: идеальные экономические системы, однородная децентрализованная сетевая координация, уравнительная культура, организация потребителей, кооператив, суверенитет потребителя, власть потребителя, тотальная демократия, социальный капитал, традиции и обычаи сетевых групп, рента доверия, рента потребителя, теорема Коуза, право собственности потребителей, теневая экономика, неформальная экономика, управленческие бизнес-процессы, доброе имя, торговая марка, оппортунизм партий, двусторонняя монополия

Аннотация

Исследование проблем институциональной модели организации потребителей показало несостоятельность гипотезы суверенитета потребителя и необходимость нормативной фиксации власти потребителя, предложенной в концепции тотальной демократии с соответствующими ей компетенциями и методами принятия решений. Все формы социального капитала, включая доброе имя и торговые марки, в соответствии с принципами естественного права могут принадлежать только потребителям, а проявления неформальной экономики соответствуют модели сетевых отношений. Концептуально обобщены обычаи сетевых групп. Модель ренты потребителя (ренты доверия) есть институциональный механизм реализации властных прав потребителей и их прав собственности на социальный капитал. Анализ матрицы управленческих бизнес-процессов показал управленческие компетенции потребителей в организации, отражающей их интересы. Исходя из этих компетенций показано решение проблемы оппортунизма политических партий. Доказано, что условиям известной теоремы Коуза при принятии решений об инвестициях в условиях двусторонней монополии и неполного контракта соответствуют только права собственности потребителей, которые являются исторически конечной формой права собственности на предприятия. Понятийно определен кооператив (организация потребителей) как проект кооперативной деятельности в условиях сетевой координации, направленный на снижение неопределенности удовлетворения потребностей потребителей продукции посредством иерархической координации управленцев и исполнителей. Управленцы осуществляют прием заказа от потребителей на устойчивость межличностных связей, выражающихся в потреблении продукции. Проектирование концентрируется в первую очередь на проектировании маркетинговой деятельности, а обеспечение реализуемости проекта - на технологиях обеспечения платежеспособного спроса. Также управленцы обеспечивают снятие затруднений в своей деятельности посредством снабжения её основанными на принципах равенства и коллективизма ценностями, профессиональными языками с узкими неразмытыми смыслами, институционально-демократическими концепциями, из методов - в первую очередь методами сплочения и маркетинга, техническими средствами. Исполнители реализуют проект, участвуя в управлении такой организацией как потребители результатов деятельности предыдущих исполнителей.

Литература

1. Савельев М.Ю. Управление межнациональными отношениями и этносоциальными процессами средствами мультикультурного институционального проектирования в целях прогнозирования, предупреждения и регулирования конфликтов // Надконституционные институты в разных культурных средах. Материалы международной научно-методологической конференции «Экономические, социальные и политические институты в разных культурных средах» / под ред. М.Ю. Савельева, А.И. Савченко. Ижевск: Ассоциация по методологическому обеспечению деловой активности и общественного развития «Митра», 2015.
2. Словарь современной экономической теории Макмиллана / общ. ред. Д.У. Пирса ; пер. с англ. А.Г. Пивоварова; науч. ред. В.С. Автомонов. М.: ИНФРА-М, 1997. 608 с. (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
3. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности : пер.с англ. / ред. В.М. Гальперин, Л.С. Тарасевич. СПб.: Экон. шк., 1996. 745 с. URL: http://library.fa.ru/files/ Tirole_rus.pdf (дата обращения: 11.10.2015).
4. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: учеб. / пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. 832 с. (Программа «Обновление гуманитар. образования в России»).
Поступила в редакцию 2016-07-18
Опубликована 2016-09-23
Раздел
Экономика
Страницы
58-67