КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА

  • Виктор Алексеевич Николаев
    • ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, Институт бизнеса и делового администрирования
  • Марина Владимировна Чувашлова
    • ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»
  • Ирина Сергеевна Семенютова
    • ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновскa
Ключевые слова: контроллинг, профессиональные компетенции, контроллер, служба контроллинга, управление

Аннотация

В статье исследуются профессиональные навыки и умения современных менеджеров и руководителей в относительно новом направлении деятельности - службе контроллинга. Обосновывается ряд компетенций, по которым можно оценить профессиональный уровень контроллера, проанализировать его профессиональные компетенции по блокам в рамках основных задач контроллинга. В результате проведенного исследования было выявлено, что, оценивая профессиональные компетенции сотрудников экономических служб по балльной шкале от 0 до 100, компетенции главного контроллера (начальника службы контроллинга) должны быть в интервале от 81-100. Для данного сотрудника должно быть характерно высокопрофессиональное применение имеющихся теоретических знаний для решения нестандартных задач, высокий удельный вес исследовательского компонента в профессиональной деятельности, способность передавать имеющиеся знания и навыки своим коллегам. Сотрудник службы контроллинга (контроллер-куратор цехов, контроллер-специалист по управленческому учету, контроллер-специалист по информационным системам) должен иметь профессиональные компетенции в диапазоне 61-80. Для данного сотрудника должно быть характерным наличие системных знаний в основных функциональных областях, следование индивидуальному стилю в выполнении рабочих заданий, творческий подход в каждодневной работе. Результатом исследования является вывод о достаточном уровне специфических умений для возможности занимать должность главного контроллера - руководителя контроллингового отдела. Предложенная модель оценки профессиональных компетенций, применяемая при формировании службы контроллинга в конкретной организации, позволит не только четко распределить должностные обязанности внутри данной службы, но и обеспечить базу для эффективной работы данного подразделения в будущем.

Литература

1. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы/ пер. с англ. М.: ГИППО, 2008. 352 с.
2. Данилочкина Н.Г., Ананькина Е.А. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: Финансы и статистика, 2002 г. С. 215.
3. Ивашкевич В.Б., Ивашкевич А.И. Контроллинг: экзотика или необходимость? // Бухгалтерский учет.1996. №7. С. 28-29.
4. Спенеер-мл. Л.М. Компетенции на работе: Модели максимальной эффективности работы: пер. с англ. / Л.М. Спенеер-мл., С.М. Спенсер. М.: HIPPO, 2005. 371 с.
5. Чернятин С. Модель компетенций для профессионального развития менеджеров вертикально интегрированной компании//Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 6 (июнь). С. 10-11.
6. Чувашлова М.В. Внедрение контроллинга в систему управления предприятием авиационной промышленности: моногр. М.: РАЕ, 2013. 322 с.
Поступила в редакцию 2016-06-29
Опубликована 2016-07-25
Раздел
Экономика
Страницы
28-35