КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ФОРМАТА ДРОГЕРИ

  • Анна Владимировна Овчинникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Анастасия Андреевна Норина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: розничная торговля, категорийный менеджмент, эффективная реакция на запросы потребителей, ритейлер, мерчендайзинг, ассортимент, дрогери

Аннотация

Оптово-розничная торговля является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики России. Главными ее трендами в настоящее время является усиление конкуренции, в том числе и со стороны иностранных компаний, особенно после вступления РФ в ВТО. Создание розничных торговых сетей и сетевой организации бизнеса является характерной чертой современной экономики, ориентированной на потребителя. Глобализация торговли требует от отечественных исследователей мониторинга мировых тенденций в этой области и определение перспективных направлений ее развития. Возрастающая конкуренция подталкивает руководство компаний к поиску путей повышения эффективности деятельности своего бизнеса, одним из таких способов является категорийный менеджмент - процесс управления ассортиментом, нацеленный на повышение бизнес-результатов и удовлетворения потребностей покупателя. В статье представлены рекомендации по более эффективному использованию технологии категорийного менеджмента, рассмотрены основные его инструменты, проанализирована организация категорийного менеджмента на предприятиях розничной торговли формата дрогери. Управление ассортиментом является стратегической задачей развития любого предприятия торговли и включает разработку и применение мер, направленных на формирование такой структуры ассортимента товаров, которая наиболее полно соответствует спросу потребителя. Актуальность данной проблемы заключается в том, что товарооборот и прибыль торгового предприятия зависит от правильной организации закупочно-сбытовой деятельности и эффективности формирования товарного ассортимента предприятия.

Литература

1. Торговля в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. M.: 2015. 243 с.
2. Россия и Украина не входят в топ-10 Европы по обеспеченности торговыми площадями. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/новости/853/
3. Единая межведомственная информационно - статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru.
4. Торговля в России. 2011: Стат. сб./ Росстат. M.: 2011. 519 с.
5. Моисеева Н.К., Голиков Т.Н., Долгачева Ю.С. Менеджмент категорий и мерчендайзинг в розничной торговле // Маркетинг. 2005. № 2(81). С. 101-108.
6. Корстен Д., Петцль Ю. ECR. Эффективное взаимодействие с потребителем. Интеграция логистических цепей / пер. с нем.; под ред. Н.Ф. Титюхина. М.: КИА центр, 2006. 120 с.
7. Seifert D. Efficient Consumer Response. Strategische Erfolgsfaktoren für die Wertschцpfungspartnerschaft von Industrie und Handel. München : Hampp, 2001. 327 p.
8. Schmickler M., Rudolph T. Erfolgreiche ECR-Kooperationen, Vertikales Marketing zwischen Industrie und Handel. Neuwied: Luchterhand, 2002. 178p.
9. Svensson G. A firm's driving force to implement and incorporate a business philosophy into its current business activities: the case of ECR// European Business Review. 2002. 14 (1). P. 20-29.
10. Kotzab H. Improving supply chain performance by efficient consumer response? A critical comparison of existing ECR appoaches// Journal of Business & Industrial Marketing. 1999. №14. P. 364-370.
11. Kurnia S., Johnston R.B. Adoption of efficient consumer response: key issues and challenges in Australia// International Journal. 2003. №3. P. 251-262.
12. Arkader R., Ferreira F.C. Category management initiatives from the retailer perspective: a study in the Brazilian grocery retail industry// Journal of Purchasing and Supply Management. 2004. № 10. P. 41-51.
13. Lothia R., Xie T.F., Subramaniam R. Efficient consumer response in Japan Industry concerns status, benefits, and barriers to implementation // Journal of Business Research. 2004. Vol.57. P. 306-311.
14. Тихонов Н.А. Особенности управления ассортиментом в торговле на разных исторических этапах //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 33. С. 63-66.
15. Teller C., Kotzab H., Grant D. B. Betriebstypen und Konsumentenlogistik// Innovationen in Marketing und Handel/ Schnedlitz, Peter (Hrsg.). Wien: Linde, 2006. P. 214-230.
16. Laurent M. Vertikale Kooperationen zwischen Industrie und Handel: Neue Typen und Strategien zur Effizienzsteigerung im Absatzkanal. Frankfurt am Main: Dt. Fachverl. 1996. 369 p.
17. Holzkämper O. Category-Management: Strategische Positionierung des Handels. Gӧttingen: GHS, 1999. 246 p.
18. Moll C. Efficient Consumer Response: Neue Wege einer erfolgreichen Kooperation zwischen Industrie und Handel. Dissertation. Frankfurt am Main: Dt. Fachverl. 2000. 487 p.
19. Corsten D. Efficient consumer response adoption: Theory, model and empirical results. Bern: Haupt. 2004. 201p.
20. Azimont F., Araujo L. Category reviews as market-shaping events // Industrial Marketing Management. 2007. 36(7). P. 849-860.
21. Пикалова М.Б. Технология управления ассортиментом с использованием товарных категорий // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. 2013. № 2 (47).
22. Broniarczyk S.M., Hoyer W.D., McAlister L. Consumers’ Perceptions of the Assortment Offered in a Grocery Category: The Impact of Item Reduction// Journal of Marketing Research (JMR). 1998. 35 (2). P. 166-176.
23. Kotouc A.J. Konsumentenreaktionen auf eine Sortimentsreduktion: Auswirkungen auf Wahrnehmung, Einstellung und Kaufverhalten. Dissertation. Universität St. Gallen. 2006. 469p.
24. Зайцева О.П., Дедкова Н.А. Запасы торговых сетей: методика анализа и принципы управления//Вестн. Сибирского университета потребительской кооперации. 2012. № 2 (3). С. 9-16.
25. Kamakura W.A., Kang W. Chain-wide and store-level analysis for cross-category management // Journal of Retailing. 2007. 83 (2). P. 159-170.
26. Sethi R., Smith D.C., Park C.W. Cross-Functional Product Development Teams, Creativity, and the Innovativeness of New Consumer Products// Journal of Marketing Research (JMR). 2001. 38 (1). P.73-85.
27. Колмакова Т.Е. Оптимизация ассортимента малоформатного ритейла //Технологии и товароведение сельскохозяйственной продукции. 2015. № 2 (5). С. 12-16.
28. Hingley M.K. Power to all our friends? Living with imbalance in supplier-retailer relationships// Industrial Marketing Management. 2005. 34 (8). P. 848-858.
29. Lindblom A., Olkkonen R. Category management tactics: an analysis of manufacturers’ control// International Journal of Retail & Distribution Management. 2006. №6. P. 482-496.
30. Афанасьева Л.А. Об особенностях формирования стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на основе принципов категорийного менеджмента // Науч. вестн. Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер. Экономика. 2015. № 1. С. 18-21.
31. Муратова А.Р., Кушнир Д.Д. Преимущества категорийного менеджмента в розничной торговле потребительской кооперации// Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 2. С. 19-24.
32. Report: Category Management. Benchmark your performance against industry best practice. England. 2005. URL: http://www.igd.com/.
33. Дулова Е.М., Сагдеева Т.Б. Особенности внедрения системы категорийного менеджмента // Изв. Института систем управления СГЭУ. 2012. № 3 (6). С. 243-246.
34. Basuroy S., Mantrala M.K., Walters R.G. The Impact of Category Management on Retailer Prices and Performance: Theory and Evidence// Journal of Marketing. 2001. 65 (4). P. 16-32.
35. Desrochers D.M., Nelson P. Adding consumer behavior insights to category management: Improving item placement decisions // Journal of Retailing. 2006. 82 (4). P. 357-365.
36. Овчинникова Е.В. Управление ассортиментом молочных товаров в рамках категорийного менеджмента // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 81-85.
37. Овчинникова А.В. Определение формата розничной сети по продаже продуктов питания // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика. 2006. № 2. С. 223-232.
38. Львова Т.Н., Семенова И.А., Ушаков Е.С. Использование категорийного менеджмента в управлении ассортиментом торгового предприятия // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2015. Т. 25, вып. 5. С. 44-51.
Поступила в редакцию 2016-06-23
Опубликована 2016-07-25
Раздел
Экономика
Страницы
36-43