ВОПРОСЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

  • Гульфия Гафиятовна Камалова
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: информация ограниченного доступа, конфиденциальность, служебная тайна, служебная информация, правовой режим информации, общественно значимая информация, баланс интересов

Аннотация

Рассматривается вопрос институциональной принадлежности служебной тайны к системе служебной информации и основные идеи их разграничения. Любая информация, собираемая и создаваемая государственными и муниципальными органами в ходе своей деятельности по реализации функций государства, является служебной и именуется в информационном законодательстве информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Последнее понятие и понятие «служебная информация» являются отражением разных аспектов одного и того же феномена содержания информационного обеспечения публичных органов. При этом понятие «служебная информация» легально адекватным образом не определено. Служебная информация государственных и муниципальных органов по степени доступа делится на общедоступную служебную информацию, предоставляемую и раскрываемую в общественно значимом интересе, и служебную информацию ограниченного доступа (служебную тайну), конфиденциальность которой обеспечивается в публичном интересе обеспечения эффективности деятельности органов государственного управления. Названное обстоятельство не получило отчетливого закрепления в российском законодательстве. Разграничение названных правовых режимов должно осуществляться на идеях баланса интересов личности, общества и государства и принципе «наименьшего ущерба». Требуется систематизация информации о деятельности публичных органов, доступ к которой не может быть ограничен, а также определение понятия «общественно значимая информация» с установлением недопустимости ограничения доступа к ней. Автор полагает, что в России может быть использован опыт зарубежных стран и законодательно определен независимый орган надзора за правомерностью введения правового режима служебной тайны и разрешения возникающих информационных споров между органами государственного управления, публичными органами и частными лицами для обеспечения превалирования общенациональных интересов над узковедомственными.

Литература

1. Нисневич Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000. С. 80.
2. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984. С. 114-133; Братановский С.Н., Лапин С.Ю. Типы и виды информации в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Гражданин и право. 2014. № 1. С. 16.
3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
4. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6217.
5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
6. Терещенко Л.К. Информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Правительства РФ // Правительство Российской Федерации / под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2005. С. 458;
7. Поворова Е.А. Соотношение информационного обеспечения и информатизации органов исполнительной власти // Законодательство и экономика. 2007. №9.
8. Закон Украины от 13.01.2011 № 2939-VI «О доступе к публичной информации» // Урядовий (правительственный) портал. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article?art_id=244981047/ (дата обращения: 15.11.2014).
9. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 06.08.2013).
10. Граждан В.Д. Теория управления: учеб. пос. М.: Гардарики, 2005. С. 269-273.
11. Например, в положениях Уголовного кодекса Российской Федерации.
12. Астанин Г.В. Правовой статус органов государственной власти в информационной сфере (на примере Украины и Российской Федерации) // Информационное право. 2012. № 1. С. 36-38.
13. Нисневич Ю.А. Информация как объект публичного права // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2000. № 14. С. 12.
14. Чеботарева А.А., Ермошина Р.А. Взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации информационной функции государства // Российская юстиция. 2010. № 12.
15. Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация потребность, деятельность. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. С. 39-40.
16. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
17. Пункт 1 ст. 36 Налогового кодекса РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824).
18. Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001. С. 21.
19. Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием / Подготовлены Полом Ф. Улиром. Париж: Юнеско, 2004. С. 17.
20. Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 13.
21. Сазонов Б.И. Правовые проблемы информационного обеспечения функций министерств // Правоведение. 1976. № 1. С. 72;
22. Костенников М.В., Куракин А.В., Кулешов Г.Н., Неспелов П.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 28.
23. Служебная тайна в части внутрисистемной информации (тайна государства, в том числе в лице органа государственной власти) (Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации // Информационное право. 2013. № 4. С. 5.).
24. Гриценко Е.В. Европейская доктрина надлежащего публичного управления и перспективы ее восприятия в российском праве // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 2.
25. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (ред. от 20.07.2012) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3165.
26. Нискевич Ю.А. Информация и власть. С. 123-124.
27. Терещенко Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 46-53.
28. Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием / Подготовлены Полом Ф. Улиром. Париж: Юнеско, 2004. С. 14.
29. Одинцов А. И. Некоторые проблемы обеспечения информационной безопасности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 4.
30. Пономарева Ю.В. Актуальные вопросы служебной тайны // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2013. № 4 (10). С. 22.
31. Постановление Правительства РФ от 12.12.2004 № 770 «Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, и Правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, с Федеральной службой по финансовым рынкам» // СПС «КонсультантПлюс»;
32. Постановление Правительства РФ от 17.06.2005 № 383 «Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, и правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, с Федеральной службой по финансовым рынкам» // СПС «КонсультантПлюс».
33. Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием / Подготовлены Полом Ф. Улиром. Париж: Юнеско, 2004. С. 8, 29.
34. Михайлов В. Право на тайну // Закон. 1998. № 2. С. 5;
35. Коломиец В.А. Коммерческая тайна в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 9;
36. Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право: учеб. пос. для студентов вузов / под ред. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004;
37. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1. С. 29.
38. Полякова Т.А. Информационная открытость как один из факторов в борьбе с коррупцией при построении информационного общества // Юридический Мир. 2008. С. 37-42.
39. Осипова И. Транспорентность информационных систем как фактор повышения эффективности управленческих взаимодействий // Власть. 2011. № 12. С. 86;
40. Лазаричева Е.С. Муниципальный уровень электронной демократии: теоретические и практические аспекты // Власть. 2013. № 4. С. 40.
41. Перлинжейру Р. Кодификация права на доступ к информации в Латинской Америке // Систематизация и кодификация информационного законодательства. М.: ИГП РАН; Изд-во «Канон+», 2015. С. 17.
42. Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников Содружества независимых государств: дис.. докт. юрид. наук. М., 2013. С. 17.
43. Нисневич Ю.А. Информация и власть. С. 93.
44. Костенников М.В., Куракин А.В., Кулешов Г.Н., Неспелов П.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2012. №10. С. 26.
45. Околеснова О.А. Раскрытие информации как форма обеспечения доступа к информации, составляющей общественный интерес // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 794-798.
46. Комахин Б.Н. Административно-правовое и частноправовое регулирование информационных и инновационных отношений в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2012.
47. Помазуев А.Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 3.
48. Полякова Т.А. Информационная открытость как один из факторов при построении информационного общества // Юридический мир. 2008. №1. С. 20.
49. Макаров О.С. Указ. соч. С. 249.
50. Верютин В.Н. Общественные отношения, возникающие в сфере отнесения сведений к государственной тайне // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 4 (84). С. 313-323.
51. Богдановская И.Ю. Конституционное государство в условиях информационного общества (зарубежный опыт) // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): сб. ст. М.: Изд-во Академического правового ун-та, 2003. С. 250-256, 252.
52. Анисимцев Н.В. Правовая система Японии: Краткий обзор // Юридический мир. 2003. № 6. С. 38 - 39.
53. Макаров О.С. Указ. соч. С. 190.
54. Перлинжейру Р. Указ. соч. С. 27-28.
55. Перлинжейру Р. Кодификация права на доступ к информации в Латинской Америке. С. 19.
Поступила в редакцию 2015-05-22
Опубликована 2015-11-25
Раздел
Правоведение
Страницы
91-104