ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  • Кирилл Александрович Туганаев
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: естественное право, права человека, теология, томизм, неотомизм, теоцентризм, догматизм, Бог, Священное Писание, Библия, Вечный закон, Естественный закон, Аврелий Августин Блаженный, патристика, Фома Аквинский, схоластика, рационализм, Жак Маритен, Йоханнес Месснер

Аннотация

Рассматриваются естественно-правовые воззрения в контексте теологических доктрин в исторической ретроспективе и современности. Посредством синхронного и диахронного анализа исследуются события, бытийные и идеологические предпосылки христианского понимания естественного права, рассматриваются интерпретации естественного права раннего и позднего Средневековья, исследуются современные идеи «возрожденного» естественного права. В статье приводятся научные и метафизические аргументы в пользу теологического естественно-правового правопонимания. Методология исследования не ограничивается материалистическим пониманием историко-культурных и социальных процессов, позитивистским и марксистским критерием истинности. В основе статьи лежат современные методологические установки, обусловливающие необходимость включения субъекта и субъективности в процесс познания, «принципа доверия познающему субъекту», эпистемологического релятивизма, принципа «историзма». Проводится сравнительный анализ естественно-правовых воззрений в контексте философии томизма (неотомизма) и протестантизма (неопротестантизма), а также разграничение указанных подходов к пониманию естественного права с иными типами правопонимания.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1959. С. 360.
2. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 577.
3. Августин А. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1971. С. 600.
4. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.: Наука, 1988. С. 36-37.
5. Аквинский Ф. Сумма теологии (Трактат о законе). Киев: Ника-центр, 2010. С. 11-24.
6. Финнис Дж. Естественное право и естественные права / пер. с англ. В.П. Гайдамака и А.В. Панихиной. М.: ИРИСЭН, Мысль. Серия «Право», 2012. С. 488-489.
7. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб.: Изд. дом СПб. гос. ун-та, 2004. С. 301.
8. Пракаш С.С. Юриспруденция. Философия права / пер. с англ. В.М. Ашмарина. М.: Изд. центр «Академия», 1996. С. 79-93;
9. Докинз Р. Бог как иллюзия («Доказательства» Фомы Аквинского) / пер. с англ. Н. Смелковой. М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2012. С. 112-116.
10. Содержание парадокса сводится к следующему: стрелок, выстреливший из лука, попадает в стену и только после этого рисует вокруг вонзившегося наконечника стрелы мишень, заявляя, что попал в цель.
11. Рассел Б. История западной философии. М.: Академический Проект, 2009. С. 562.
12. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.: Наука, 1988. С. 37-50.
13. Маритен Ж. Человек и государство. М: Идея-Пресс, 2000. С. 75.
14. Туганаев К.А. Экзистенциализм как философско-методологическое основание естественно-правовых концепций // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2014. Вып. 3. С. 204-208.
15. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Кнорус, 2011. С. 24-25.
16. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 38.
17. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления (Время картины мира) / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 42.
18. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / пер. с нем. Э. Сагетдинова. М.: Академический Проект, 2007. С. 20-21.
Поступила в редакцию 2015-04-21
Опубликована 2015-09-25
Раздел
Правоведение
Страницы
149-155