ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация
Рассматриваются естественно-правовые воззрения в контексте теологических доктрин в исторической ретроспективе и современности. Посредством синхронного и диахронного анализа исследуются события, бытийные и идеологические предпосылки христианского понимания естественного права, рассматриваются интерпретации естественного права раннего и позднего Средневековья, исследуются современные идеи «возрожденного» естественного права. В статье приводятся научные и метафизические аргументы в пользу теологического естественно-правового правопонимания. Методология исследования не ограничивается материалистическим пониманием историко-культурных и социальных процессов, позитивистским и марксистским критерием истинности. В основе статьи лежат современные методологические установки, обусловливающие необходимость включения субъекта и субъективности в процесс познания, «принципа доверия познающему субъекту», эпистемологического релятивизма, принципа «историзма». Проводится сравнительный анализ естественно-правовых воззрений в контексте философии томизма (неотомизма) и протестантизма (неопротестантизма), а также разграничение указанных подходов к пониманию естественного права с иными типами правопонимания.
Литература
2. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 577.
3. Августин А. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1971. С. 600.
4. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.: Наука, 1988. С. 36-37.
5. Аквинский Ф. Сумма теологии (Трактат о законе). Киев: Ника-центр, 2010. С. 11-24.
6. Финнис Дж. Естественное право и естественные права / пер. с англ. В.П. Гайдамака и А.В. Панихиной. М.: ИРИСЭН, Мысль. Серия «Право», 2012. С. 488-489.
7. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб.: Изд. дом СПб. гос. ун-та, 2004. С. 301.
8. Пракаш С.С. Юриспруденция. Философия права / пер. с англ. В.М. Ашмарина. М.: Изд. центр «Академия», 1996. С. 79-93;
9. Докинз Р. Бог как иллюзия («Доказательства» Фомы Аквинского) / пер. с англ. Н. Смелковой. М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2012. С. 112-116.
10. Содержание парадокса сводится к следующему: стрелок, выстреливший из лука, попадает в стену и только после этого рисует вокруг вонзившегося наконечника стрелы мишень, заявляя, что попал в цель.
11. Рассел Б. История западной философии. М.: Академический Проект, 2009. С. 562.
12. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.: Наука, 1988. С. 37-50.
13. Маритен Ж. Человек и государство. М: Идея-Пресс, 2000. С. 75.
14. Туганаев К.А. Экзистенциализм как философско-методологическое основание естественно-правовых концепций // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2014. Вып. 3. С. 204-208.
15. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Кнорус, 2011. С. 24-25.
16. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 38.
17. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления (Время картины мира) / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 42.
18. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / пер. с нем. Э. Сагетдинова. М.: Академический Проект, 2007. С. 20-21.
Опубликована 2015-09-25