КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Рамиль Могатович Ямилов
    • Сарапульский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»
Ключевые слова: труд, знание, экономический субъект, интеллектуальный потенциал, креативный потенциал, когнитивный потенциал, когнитивный субъект, коллективный когнитивный субъект, продуцент знания, репликация знаний, продуцирование знаний, когнитивные институты, когнитивные технологии, донор, акцептор, персонализация когнитивных институтов, Болонский процесс, мультипликативный эффект образования, коэффициент устойчивости когнитивного потенциала

Аннотация

Рассмотрена роль знания в экономических отношениях и формировании конкурентного преимущества экономического субъекта. Предложена модель когнитивного потенциала с новым понятийным аппаратом. Показан цикл воспроизводства знаний, состоящий из репликации и продуцирования знаний. Проанализированы когнитивный потенциал и когнитивный процесс, актуализирующийся в когнитивной среде. В составе когнитивной среды выделены когнитивные институты и когнитивные технологии. Выявлены тенденция персонализации доноров и изменение отношений донора и акцептора как субъектов когнитивного процесса. Обоснована необходимость верификации знаний как требование экономики. Выявлено, что при возрастании значения знания как фактора конкурентного преимущества главное условие сохранения конкурентного преимущества через использование знаний - это ограничение его распространения рамками экономического субъекта в течение максимально возможного времени. Критически осмыслены современное состояние и реформирование образования и науки в России, выявлены тенденции государственной политики развития современного научно-образовательного процесса. Указано противоречие государственной политики по концентрации репликации знаний и продуцирования знаний в гуманитарных и социальных науках в определенных пространственных точках современным экономическим условиям, складывающимся под воздействием электронных коммуникаций. Выявлен мультипликативный эффект образования. Обоснована и выявлена устойчивость когнитивного потенциала России и Удмуртской Республики.

Литература

1. Мингалева Ж.А., Максименко И.И. Управление интеллектуальным потенциалом региона // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2010. № 1. С. 54-60.
2. Маскайкин, Е.П., Арцер Т.В. Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 21. С.47-53.
3. Цыренов Д.Д. Оценка когнитивного потенциала региональной экономики в условиях развития экономики знаний // Фундаментальные исследования. 2014. № 3 (4). С. 805-809. URL: www.rae.ru/fs/?section =content &op=show_article&article_id=10003028 (дата обращения: 18.11.2014).
4. Славин Б. Закат университетов. URL: http://ibusiness.ru/blogs/26195 (дата обращения: 23.11.2014).
5. Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы трудоустройства молодых специалистов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2014. Вып. 2. С. 43-52.
6. Холманских призвал молодежь отказаться от высшего образования. URL: http://www.interfax.ru/251046 (дата обращения: 20.11.2014).
7. Education at a Glance 2012: Highlights OECD (2012), Education at a Glance 2012: Highlights, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag_highlights-2012-en (дата обращения: 02.11.2014).
8. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело,2005. 448с.
9. Эксклюзивное интервью бывшего директора Института космических исследований РАН Русской службе «Голоса Америки». URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=c68a2d08-8c40-4252-81c4-94f2c1b66776 &print=1 (дата обращения: 12.11.2014).
10. Рогов С.М. Новая шоковая терапия и «реформа РАН»: реалии российской науки URL: http://www.perspectivy.info/rus/gos/novaja_shokovaja_terapijareforma_ran_realii_rossijskoj_nauki_2013-11-13.htm (дата обращения: 21.11.2014).
11. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Новая Жизнь. 13 ноября 1905. № 12.
12. Вольное сетевое сообщество «Диссернет». URL: http://www.dissernet.org/ (дата обращения: 21.11.2014).
13. German minister Annette Schavan quits over «plagiarism»/ URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-21395102 (дата обращения: 21.11.2014).
14. Ориоль Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. 2010. № 4. С. 26-41.
15. Для обращения большинства в новую веру достаточно 10 % истинно верующих URL: http://compulenta.computerra.ru/archive/socdem/624508/ (дата обращения: 13.11.2014).
16. Российский статистический ежегодник - 2012 г. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.11.2014).
17. Уровень образования жителей Удмуртии растёт URL: http://www.udmurt.ru/about/info/news/ ?ELEMENT_ID =9331 (дата обращения: 18.11.2014).
18. Образование УР в 2009-2013 гг. URL: http://udmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/udmstat/ru/statistics/ sphere/ (дата обращения: 26.11.2014).
19. Диссертационные советы УдГУ. URL: http://dissovet.udsu.ru/ (дата обращения: 18.11.2014).
Поступила в редакцию 2015-03-30
Опубликована 2015-05-25
Раздел
Экономика
Страницы
78-85