ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ КОГНИТИВНЫХ ФАКТОРОВ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

  • Екатерина Ивановна Кадочникова
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова: экономический рост, факторы роста, управление знаниями, инновации, региональная экономика, комбинационная группировка, модели панельных данных, интегральный индекс

Аннотация

Представлен эконометрический подход к расчету трехуровневой системы интегральных индексов развития инновационной мезоэкономики на основе индикаторов знаний с целью измерения эндогенных когнитивных факторов экономического роста. Исходя из роли инноваций как фундаментального эндогенного когнитивного источника экономического роста, подчеркнута необходимость совершенствования мезоэкономических измерений путем выделения сферы производства и распространения знаний. Исходя из положений эндогенной теории роста, предложена система индикаторов знаний - предикторов экономического роста в регионе. Это предполагает использование междисциплинарного подхода для исследования классификации факторов экономического роста, теоретических положений управления знаниями, информационной базы и методов анализа многомерных данных: приема комбинационных группировок и панельных данных. Подчеркнута необходимость применения многомерных статистических методов в анализе стохастической информации, предлагается измерение и моделирование пространственной гетерогенности инновационной экономики на основе панельных данных. Представлены в большей мере концептуальные суждения и общие рекомендации. Поэтому в будущих исследованиях могут быть выполнены более детальные разработки и экспериментальные расчеты. Представленный в статье подход к измерению когнитивных факторов роста может стать полезным для совершенствования мониторинга в системе государственного стратегического планирования с целью повышения эффективности инноваций и усиления конкурентных преимуществ экономики региона.

Литература

1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. СПб.: Питер, 2010. С. 277-278, 309-310.
2. Барро Р. Дж., Сала-и-Мартин X. Экономический рост. М.: Бином, 2014. C. 36.
3. Aghion P., Howwit P. A model of growth through creative destruction // NBER 1050 Mas-sachusetts. January 1990. URL: http:// www.nber.org/
4. Silverberg G., Lehnert D. Growth Fluctuations in an Evolutionary Model of Creative De-struction. The Economics of Growth and Technical Change. Ed. by G. Silverberg nad L. Soete. Cornwall, 1994. 324 p.
5. Кадочникова Е.И. О моделировании роста региональной экономики, основанной на знаниях // Проблемы современной экономики. 2014. № 2. С. 247-251.
6. Итоги деятельности Министерства экономики Республики Татарстан. Казань: Министерство экономики Республики Татарстан. 2014. C. 9-10.
7. Итоги развития промышленности, потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан в 2013 году. Задачи на 2014 год. Казань: Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан. 2014. C. 86.
8. Зарова Е.В., Мусихин С.Н. Оперативный мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ в системе государственного стратегического планирования // Вопросы статистики. 2013. № 4. С. 16-21.
9. Nonaka I., Takeuchi H. The knowledge - creating company. How Japanese companies create the dynamics of innovation. New York. Oxford, Oxford University Press,1995. P. 82-99.
10. Polanyi M. The Tacit Dimension, London. Routledge & Kegan Paul, 1966. P. 190.
11. Экк K. Знание как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 68-73.
12. Боункен Р. Строение организационного знания на виртуальных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 6. С. 77-84.
13. Кадочникова Е.И. Методические аспекты управления знаниями в мезоэкономике // Сборник материалов ХIX Междунар. науч.-практ. конф. «Гуманитарные науки в XXI веке». Москва, 2014. С. 77-80.
14. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. Москва. Прогресс. 1966. 459 с.
15. Тне System of National Accounts 2008. URL: http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008Russian.pdf
16. Grant R. Towards a knowledge-based theory of the firm // Strategic Management Journal, Winter Special Issue.1993. No.17. PP. 109-122.
17. Drucker P. The new society of organizations // Harvard Business Review. 1995. Vol. 22, No. 5. P. 95-104.
18. Nonaka I. The knowledge-creating company // Harvard Business Review. 1991. Vol. 69, No. 6. P. 96-105.
19. Рабинович П.М. Экономический анализ методом многомерных группировок // Экономика сельского хозяйства. 1973. № 9. С. 60-64.
20. Елисеева И.И. Эконометрика. Москва. Юрайт. 2012. С. 371-373.
21. Ратникова Т.А. Введение в эконометрический анализ панельных данныx // Экономический журнал ВШЭ. 2006. № 2. С. 267-316.
22. Маликова Д.М. Оценка уровня инновационного потенциала реального бизнеса региона // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2013. Вып. 1. С. 33-37.
23. Мамаева З.М. Оценка инновационного развития регионов: эконометрический подход // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2(2). С. 202-208.
24. Райская Н.Н., Сергиенко Я.В., Френкель А.А. Использование интегральных индексов в анализе циклических изменений российской экономики // Вопросы статистики. 2009. № 12. С. 8-12.
Поступила в редакцию 2014-10-18
Опубликована 2015-01-23
Раздел
Экономика
Страницы
72-78