ПРИДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ИНСТИТУТУ АДВОКАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

  • Сергей Владимирович Копылов
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: адвокатура, конституционный статус адвокатуры, адвокатская деятельность, организация адвокатуры, Конституция РФ, Конституция Удмуртской Республики

Аннотация

Рассматривается процесс придания институту адвокатуры конституционного статуса в Российской Федерации. Показываются исторические закономерности формирования высокого статуса адвокатуры в советский период. Делается неутешительный вывод о том, что после распада СССР российское конституционное законодательство, по сравнению с советским, сделало шаг назад в определении роли и места института адвокатуры в политической системе государства, формально «понизив» её статус. Анализируются противоречивые тенденции в современных правовых подходах и развитии законодательной базы, регламентирующей статус института адвокатуры. Доказывается, что основными причинами возникших проблем на современном этапе развития института адвокатуры выступают заниженный конституционный статус адвокатуры в Российской Федерации, отсутствие законодательно определённой роли и места адвокатуры в политической системе государства. Обосновывается неизбежность повышения конституционного статуса института адвокатуры через включение в Конституцию Российской Федерации отдельной статьи в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура». Данные вопросы исследуются с использованием материалов Удмуртской Республики.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Либанова С.Э. Адвокатура Российской Федерации в механизме конституционного гарантирования защиты прав и свобод / Курганский пограничный институт Федеральной службы безопасности. Курган, 2009.
3. Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Ст. 4 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
4. Кодекс профессиональной этики адвоката, принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003г. // Бюллетень Минюста России. 2004. № 3.
5. Конин В.В. Право на квалифицированную юридическую помощь и ее доступность: некоторые теоретические вопросы // Адвокат. 2013. № 6.
6. Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
7. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978г. М., 1978.
8. Закон РФ от 9 декабря 1992 г. № 4061-I.
9. Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 846.
10. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596.
11. Осетров Н. Юридическая помощь адвокатов гражданам и организациям // Социалистическая законность. 1982. № 5. С. 24.
12. Советский адвокат // Известия. 1983. 12 авг.
13. Бойков А.Д. Третья власть. Курск, 1999. С. 269.
14. Князев С.Д., Сонин В.В. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации: понятие, структура, юридическое оформление // Правоведение. 2008. № 4. С. 60.
15. Агибалов Ю.В. Правовые проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Воронеж, 1998.
16. Безруков А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов в условиях федеративных преобразований в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 9. С. 8-10.
17. Елисеев А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации ее субъектов: конституционно-правовые и социально-экономические аспекты. М., 2000.
18. Кондратов А.А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практика законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1.
19. Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 22 - 24.
20. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2003. № 3. С. 14-17.
21. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 559.
22. Определение Конституционного Суда РФ от 7 октября 2005г. № 342-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Шугрина Е.С. Региональные законы об адвокатской деятельности // Право и политика. 2004. № 2.
24. Шаров Г.К. Проект модельного закона «О мерах по обеспечению доступной для населения юридической помощи и содействию адвокатской деятельности в субъектах Российской Федерации» // Сборник материалов конференции «Разработка модельного закона об адвокатской деятельности для субъектов Российской Федерации». Екатеринбург, 2004. С. 6, 7.
25. Письмо Госналогслужбы РФ от 14 ноября 1997г. № ВК-6-16/397 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением юридическими консультациями коллегий адвокатов».
26. Орлов О.В., Деев Н.Н. Адвокатура как институт политической системы // Адвокатура и современность. М., 1987. С. 7-13.
Поступила в редакцию 2014-10-22
Опубликована 2015-01-23
Раздел
Правоведение
Страницы
164-169