ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

  • Екатерина Александровна Гайнутдинова
    • ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА»
  • Инна Александровна Мухина
    • ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА»
  • Анатолий Константинович Oсипов
    • ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА»
Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, прогнозирование, факторный анализ, целевые ориентиры социально-демографической политики

Аннотация

Рассмотрены принципы корреляционно-регрессионного анализа как инструменты для прогнозирования процессов естественного движения населения с позиций целевых ориентиров формирования социально-демографической политики региона. Индикаторами качества государственного и муниципального управления на разных уровнях управления выступают критерии, отражающие эффективность и результативность реализуемых функций, методов и способов управления. Выделены показатели качества социально-демографического регулирования на мегауровне, макроуровне экономики и уровне субъекта Удмуртской Республики. Применен факторный анализ в изучении динамики смертности и рождаемости в Удмуртской Республике. На основе статистических источников и рекомендаций ряда авторов выбраны несколько факторных признаков, оказывающих влияние на рождаемость Kr и смертность Ks. После проверки на критерии надежности и тесноты по критериям F-Фишера, t - Стьюдента оставлены наиболее значимые факторы. Основными детерминантами явились показатели обеспеченности жильем и коэффициент браков. На основе модели по системе уравнений определяем прогнозные значения факторных признаков согласно оптимизации положительного баланса естественного движения населения: K - общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, должна составлять не менее 26,1 м; K - число семей (включая одиночек), состоящих на учёте на получение жилья на конец года, должна быть не более 15 тыс. единиц; K - доля семей, получивших жильё и улучшивших жилищные условия, от числа семей, состоящих на учёте на получение жилья, должна быть не менее 27 %; K - коэффициент браков должен составлять 9,6 на 1000 чел. населения. Предложено указанные значения использовать в качестве целевых ориентиров развития демографической и социальной политики в Удмуртии.

Литература

1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. №172-ФЗ (ред. от 31.12.2017 №507-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 26 (ч. I) ст. 3378.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 20 ст. 2817.
3. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project. URL: https://info.worldbank.org/governance/wgi/#home
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
5. Bloomberg: The Most Efficient Health Care 2016. URL: https://www.bloomberg.com/news.
6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год. URL: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2017.
7. Указ Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2017 г. № 47 ст. 6963.
8. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 18 ст. 2003.
9. Сайт Территориального отделения ФСГС по Удмуртской Республике. URL: http://udmstat.gks.ru/
10. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982.
11. Demography Through Problems (Nathan Keyfitz, John A. Beekman) Springer-Verlag New York Inc, 1984.
12. Кондратьев Д.В. Оценка состояния и эффективности управления внутренним потенциалом муниципального района / O.Абашева, Д. Кондратьев, Л. Гонин // Предпринимательство. 2014. № 1. С. 11-20.
13. Конина Е.А. Оптимизация системы муниципального менеджмента на основе логистического подхода с использованием информационных технологий / Е.А. Конина, Н.Б. Пименова // Наука Удмуртии. 2017. № 1 (79). С. 140-147.
14. Некрасов В.И. Формирование и реализация кадровой политики муниципального района / В.И. Некрасов, А. Скобкарев // Государственная служба. 2007. № 4 (48). С. 63-71.
15. Latysheva A. Ualimetry of professional self-determination as a tool for the agri-food cluster development / А. Latysheva, А. Razumov, I. Mukhina, Yu. Perevoshchikov // Modern European Researches. 2017. № 3. С. 66-76.
Поступила в редакцию 2019-02-26
Опубликована 2019-03-25
Раздел
Экономика
Страницы
117-124