НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

  • Николай Николаевич Молчанов
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Оксана Сергеевна Муравьева
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Наталья Игоревна Галай
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Ключевые слова: нейротехнологии, этические проблемы, маркетинговые исследования

Аннотация

Практика применения нейротехнологий в коммерческих целях на сегодняшний день является новой и только начинает активно внедряться во всем мире. В частности, за последние годы происходит распространение такой практики в России, в результате чего увеличивается количество нейромаркетинговых агентств и их клиентов. Данная тенденция сопровождается многочисленными исследованиями, подтверждающими экономическую эффективность данного инструмента. Одновременно в научной литературе сформировалось направление, связанное с изучением этичности нейротехнологий. В настоящее время в связи с этическими проблемами нейротехнологии законодательно запрещены во Франции и вызывают неоднозначную реакцию в европейском обществе в целом. Однако исследования не дают количественных данных о негативном мнении потребителей, которое может привести к запрету развития нейротехнологий в России. Произведена всесторонняя оценка мнения российских потребителей о практике применения нейротехнологий в коммерческих целях. В ходе исследования проанализирована осведомленность российских потребителей, качество знаний о нейротехнологиях и собственном потребительском поведении, отношение к использованию нейротехнологий. Потребительское мнение проанализировано с целью определения риска, связанного с общественным недовольством, предвзятым отношением к внедрению нейротехнологий. Итогом исследования является определение возможных угроз развитию нейротехнологий со стороны общественного мнения. Результаты исследования показали, что риск законодательного запрета нейротехнологий в результате общественного недовольства и низкой оценки потребителей с точки зрения соблюдения этики данного инструмента в России существенно завышен авторами современных исследований и СМИ. В действительности потребители относятся к данному инструменту терпимо, не проявляя активного недовольства или страха. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о долгосрочной актуальности полученных данных.

Литература

1. Деркачева Е. А., Кузнецова О. А., Михеев Г. В. Нейромаркетинг: терминологические аспекты. XVIII International scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education». Boston, 2016. 7-8 July // International scientific review, 2016. № 10. Р. 26-28.
2. XVIII международная научно-практическая конференция «Международный научный обзор проблем и перспектив развития современной науки и образования». Бостон, 07-08.07.2016 // Международное научное обозрение, 2016. № 10. С. 26-28.
3. Дули Р. Нейромаркетинг: Как влиять на подсознание потребителя. М.: «Попурри», 2015. 125 с.
4. Комова Т.В., Наумов В.Н. Нейромаркетинг: эффективный инструмент воздействия на потребителей. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2016. T.2, №1. C.24-30.
5. Линдстром М. Buyology: Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. М.: Эксмо, 2012. 240 с.
6. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя / пер. с англ. М.: 2015. 305 c.
7. Прает Ван Д. Бессознательный брендинг. Использование в нейромаркетинге новейших достижений нейробиологии / пер. с англ.: М.: Азбука Бизнес, 2014. 320 с.
8. Ariely D., Loewenstein G., Prelec D. Coherent Arbitrariness: Duration-sensitive Pricing of Hedonic Stimuli Around an Arbitrary Anchor. 2000. 39 p. URL: https://ssrn.com/abstract=243109 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.243109 (accessed: 01.06.2018).
9. Arussy L. Neuromarketing isn’t marketing URL: http://www.destinationcrm.com/Articles/Columns-Departments/CustomerCentricity/Neuromarketing-Isnt-Marketing-52113.aspx (accessed: 01.06.2018).
10. Berlińska E., Kaszycka I. Neuromarketing - chance or danger for consumers in opinion of MCSU’s students. Joint International Conference “Technology, Innovation and Industrial Management”, 2016. P. 355-359. URL: http://www.toknowpress.net/ISBN/978-961-6914-16-1/papers/ML16-074.pdf (accessed: 01.06.2018).
11. Нейромаркетинг - шанс или опасность для потребителей в оценке студентов MCSU. Совместная международная конференция «Технологии, инновации и промышленное управление», 2016. C. 355-359.
12. Biederman I. Recent psychophysical and neural research in shape recognition. Object Recognition, Attention, and Action. 2007. Vol. 42, iss 5. P. 71-88.
13. Последние психологические и неврологические исследования в распознавание формы. Распознавание объектов, внимание и действие. 2007. T. 42, вып.5. C.71-78.
14. Berman M. L. Manipulative Marketing and the First Amendment. Georgetown Law Journal, 2015. Vol. 103, iss. 2. P. 497-546 URL: https://ssrn.com/abstract=2294107 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2294107 (accessed: 01.06.2018).
15. Манипулятивный маркетинг и первая поправка // Юридический журнал Джорджтауна б. Т. 103, вып. 2. С. 497-546.
16. Broderick A.J., Chamberlain L., Lee N. What is “neuromarketing”? A discussion and agenda for future research. International Journal of Psychology, 2007. Vol. 20, iss. 63. P. 199-204.
17. Что такое «нейромаркетинг»? Обсуждение и повестка дня будущих исследований // Международный журнал психологии, 2007. Т. 20, вып. 63. С. 199-204.
18. Dillon W., Madden T., Firtile N. Essentials of marketing research. Homewood. Irwin, 1993. P. 41-43.
19. Основы маркетинговых исследований. Хомвуд-Ирвин, 1993. С. 41-43.
20. Flores J., Baruca A., Saldivar R. Is Neuromarketing Ethical? Consumers Say Yes. Consumers Say No. Journal of Legal, Ethical and Regulatory, 2014. Vol. 17. iss. 2. P. 77-91.
21. Этичен ли нейромаркетинг? Потребители говорят «да». Потребители говорят, что № Journal of Legal, Ethical and Regulatory, 2014. T.17, вып. 2. С. 77-91.
22. Glaenzer E. Are the Brain and the Mind One? Neuromarketing and How Consumers Make Decisions. Honors Theses, 2016. URL: https://digitalcommons.colby.edu/honorstheses/812 (accessed: 01.06.2018).
23. Мозг и разум? Нейромаркетинг и способы принятия решений потребителями. Honors Theses, 2016.
24. Jones O.D. et al, Law and Neuroscience: Recommendations Submitted to the President's Bioethics Commission. Journal of Law and Biosciences, 2014. Vol. 1, iss 3. P. 224-236.
25. Закон и неврология: рекомендации, представленные Комиссии по биоэтике президента // Журнал права и биологических наук, 2014. T. 1, вып. 3. С. 224-236.
26. Knutson В. Dissociation of reward anticipation and outcome with event-related fMRI. Neuroreport, 2001. Vol. 17, iss. 12. P. 3683-3687.
27. Диссоциация ожидаемого вознаграждения и результатов с помощью ФМР. Нейрорепорт, 2001. Т. 17, вып. 12. C. 3683-3687.
28. Molchanov N.N., Korableva O.N., Muraveva O.S., Galay N.I. Neuromarketing as an Innovative Approach to Market Research of Consumer Behavior. Proceedings of the 29th International Business Information Management Association Conference “Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth”. Viena, 2017. P. 2489-2500.
29. Нейромаркетинг как инновационный подход к рыночным исследованиям поведения потребителей: материалы 29-й Междунар. конф. по управлению информацией о бизнесе «Совершенствование образования и инновационное управление через видение 2020: от устойчивости регионального развития к глобальному экономическому росту». Вена, 2017. С. 2489-2500.
30. Morin C. Neuromarketing: the new science of consumer behavior. Society, 2011. Vol. 48, iss. 2. P. 131-135.
31. Нейромаркетинг: новая наука потребительского поведения. Общество, 2011. T. l. 48, вып. 2. С. 131-135.
32. Olds J. «Reward» from brain stimulation in the rat. Scientific American, 2011. Vol. 195, iss. 4. P. 105-117.
33. «Награда» от стимуляции мозга у крысы. Scientific American, 2011.T. l. 195. Вып. 4. С.105-117.
34. Petition for the banning of Neuromarketing and its use within the EU. URL: https://www.change.org/p/council-of-the-european-union-free-mind-petition-for-the-banning-of-neuromarketing-and-its-use-within-the-eu (accessed: 01.06.2018).
35. Ходатайство о запрете Нейромаркетинга и его использовании в ЕС.
36. Pradeep A.K. The Buying Brain: Secret For Selling to the Subconscious Mind. Hoboken: John Wisen & Sons, 2010. 272 p.
37. Мозг покупателя: секрет для продажи подсознательному разуму. Hoboken: John Wisen & Sons, 2010. 272 с.
38. Stanton S.J., Sinnot-Armstrong W., Huettel S. Neuromarketing: Ethical Implications of its Use and Potential Misuse. Journal of Business Ethics, 2016. Vol. 144, iss. 4. P. 799-811. URL: http://sbafaculty.oakland.edu/Directory/ stantonii12/intellcont/Stanton_etal_JBE_2016-1.pdf (accessed 01.06.2018)
39. Этические последствия использования и потенциального неправомерного использования // Журнал бизнес этики, 2016. T. 144, вып. 4. С. 799-811.
40. Zaltman G. How Customers Think: Essential Insights into the Mind of the Market. Audio-Tech Business Book Summaries, 2010. Vol. 12. 384 p.
41. Мышление клиента: основные взгляды на разум рынка // Аудиотек. бизнес книга, 2010. T. 12, № 2. 384 с.
42. Molchanov N. N., Korableva O. N., Muraveva O. S., Galay N.I. Neuromarketing as an Innovative Approach to Market Research of Consumer Behavior. Proceedings of the 29th International Business Information Management Association Conference “Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth”. Viena, 2017. P. 2489-2500.
Поступила в редакцию 2018-02-17
Опубликована 2019-03-25
Раздел
Экономика
Страницы
142-151