ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ: ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

  • Давид Давидович Барамидзе
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: этнологическая экспертиза, экологическая экспертиза, основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, Арктическая зона Российской Федерации, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, традиционные знания

Аннотация

Рассмотрено одно из стратегических положений Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, связанное с улучшением качества жизни коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне. Подчеркивается важная роль коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в природоохранительной деятельности в Российской Арктике как носителей «традиционных знаний». В то же время отмечается, что активное включение коренных малочисленных народов в природоохранительную деятельность сталкивается с сохраняющейся устаревшей государственной политикой протекционизма. Проанализирована взаимосвязь одних из основных правовых механизмов охраны окружающей среды в отечественном экологическом законодательстве - экологической экспертизы и этнологической экспертизы, способной предопределить изменение исконной среды обитания. В статье предлагается включать в материалы проверки в рамках экологической экспертизы результаты проведенной этнологической экспертизы.

Литература

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969). Документ опубликован не был.
2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 20.02.2013). Документ опубликован не был.
3. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч.IV). Ст. 2207.
4. Земля раздора // Bellona. 2018. URL: https://bellona.ru/2018/07/30/zemlia-razdora/
5. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208; 2015. № 29 (Ч. I). Ст. 4382.
6. Зленко Е., Сморчкова В. Меры социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера как фактор развития Арктического региона // Социальная политика и социальное партнерство. 2015. № 2. С. 31.
7. Дидикина А.В. «Традиционные знания» в контексте правовых мер по сохранению окружающей среды Арктики // Московский журнал международного права. 2011. № 3 (83). С. 113.
8. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992). Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 687-692.
9. Конвенция о биологическом разнообразии. Документ вступил в силу 29 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 19. Ст. 2254.
10. Редникова Т.В. Охрана компонентов биологического разнообразия и правовое регулирование обеспечения равного доступа к извлекаемым из них благам: реализация положений Конвенции о биологическом разнообразии // Международное право и международные организации. 2013. № 4. С. 574.
11. Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии (Подписан в г. Нагое 29.10.2010). Документ вступил в силу 12 октября 2014 года. Россия не участвует. Документ опубликован не был.
12. Мельников В. Проблемы охраны традиционных знаний // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. М., 2007. № 7. С. 75.
13. Молчанов Б.А., Мамедов С.Н., Задорин М.Ю. Об отдельных вопросах охраны этнических и культурных прав коренных малочисленных народов Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 4. С. 19.
14. Burlerson E. Arctic Energy and Climate Change // Current developments in Arctic Law. 2013. Vol. 1.
15. Лудников П.А., Хомичев Е.М. Организация прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства в Арктической зоне // Законность. 2016. № 4. С. 18.
16. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972; 2015. № 1 (Ч. I). Ст. 52.
17. Распоряжение Минприроды России от 05.07.2010 N 26-р «О Стратегии сохранения белого медведя в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ.1995. № 12. Ст. 1024; Российская газета. 2017. 9 янв.
19. Андриченко Л.В. Правовой статус национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации // Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М.: Изд. дом «Городец», 2005.
20. Чеботарев Г.Н., Гладун Е.Ф. Участие коренных малочисленных народов Севера в управлении арктическими территориями // Российская Арктика - территория права: альманах. 2015. С. 203.
21. Соколова Ф.Х. Коренные малочисленные народы Арктики: концепт, современное состояние культуры // Арктика и Север. 2013. № 12. С. 1.
22. Васильева Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 6. С. 156.
23. Сиваков Д.О. Для устойчивого развития северных регионов нужен особый режим природопользования в российской Арктике // Эколого-правовое обеспечение устойчивого развития регионов России: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Москва. 19 марта 2015 г. М.: Изд-во МИИГАиК, 2015. С.102.
24. Клишас А.А. Эффективное государственное управление как фактор развития Арктики // Российская Арктика - территория права: альманах. 2015. Вып. II. С. 128.
25. Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 З № 538-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) // Якутские ведомости. 2010. 12 мая.
26. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2011 № 428 «О порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территории Республики Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. 2011. 10 сент.
27. Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.2017 № 132-ПГ «Об утверждении Народной программы коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» // Красный Север. 2017. 29 дек.
28. Депутаты Мурманской облдумы хотят улучшить положение коренных малочисленных народов Севера. 2019. URL: https://www.hibiny.com/news/archive/186352/
29. Создание комплексной системы законодательной защиты прав коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации - необходимое условие социально-экономического развития коренных народов и северных территорий Федерации в целом. Правовое обеспечение этнологической экспертизы как обязательного условия при освоении северных территорий. Парламентские слушания // Издание Совета Федерации. 2007.
30. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2011. С. 252.
Поступила в редакцию 2019-02-21
Опубликована 2019-03-25
Раздел
Правоведение
Страницы
174-179