ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

  • Аршак Месропович Заргарян
    • ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, муниципальный контракт, приоритетные отрасли, Вологодская область, эффективность отраслей предпринимательства

Аннотация

Статья посвящена проблемам доступности муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства. Основная цель исследования состоит в установлении проблем участия предпринимательских структур в муниципальных закупках, а также предложении комплекса мер по повышению доступности муниципальных контрактов. Проведен анализ теоретической мысли по вопросам государственной поддержки и вмешательства государства в экономику. При помощи анализа статистических показателей установлены основные тенденции развития отраслей предпринимательства региона. Применением методов экспертных оценок определены приоритетные отрасли предпринимательства, имеющие особое значение для региона. На базе экспертной оценки установлены проблемы участия субъектов предпринимательства Вологодской области в муниципальном контракте. Путем реализации инструмента SWOT-анализа и метода опроса установлены причины низкой конкурентоспособности субъектов предпринимательства в муниципальных аукционах. Подтверждена гипотеза слабого доступа предпринимательства к муниципальному заказу. Предложен механизм повышения доступности муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства. Предусмотрено упрощение законодательных требований, создание регионального агентства по централизации функции закупок. Разработана система оценки эффективности предлагаемых мероприятий. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Вологодской области, участвующих в муниципальном заказе.

Литература


  1. Вихорева О.М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта: дис. … канд. экон. наук. М., 2000.

  2. Кабир М.Е. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт): дис. … канд. экон. наук. М., 2003.

  3. Чернышева Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий (теория и практика): дис. … д-ра экон. наук. Ростов н / Д, 2009.

  4. Lerner J. Boulevard of Broken Dreams: Why Public Efforts to Boost Entrepreneurship and Venture Capital Have Failed – and What to Do About it. – Princeton University Press, 2009.

  5. Дзантиева З.А. Система государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6.

  6. Макаров О.Ю. Направления поддержки малого предпринимательства посредством государственного заказа // Вестн. Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2016. №13. С. 234-236.

  7. Карпенко А.С. Разработка концепции использования системы государственного заказа для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства на примере Сахалинской области // Вестн. ИНЖЭКОНА, Серия Экономика. 2012. №3. С. 381-383.

  8. Цатхланова Т.Т., Муняев О.С. Механизм формирования государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Калмыкия // Вестн. Калмыцкого ун-та. 2008. №5. С. 30-38.

  9. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопр. экономики. 1999. №6.

  10. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2002. №1-2.

  11. Alchian University Economics. Belmont, Calif.: Wadsworth. 1972.

  12. Demsetz, Alchian A. Production, Information Costs, and Economic Organization, American Economic Review, December 1972.

  13. Борисова Н.М., Крамаренко О.В. Участие субъектов малого бизнеса в системе государственного заказа. Региональные особенности // Власть и управление на востоке России. 2016. №2(75). С. 65-72.

  14. Метелев И.С. Организационно-экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа // Вестн. Омского ун-та. Серия: Экономика. №3. С. 80-85.

  15. Фукина С.П., Гафурова Г.Т., Нотфуллина Г.Н. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика региона. 2016. №12. С. 1233-1243.

  16. Кротов И.И. Проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестн. Омского ун-та. Серия: Экономика. 2011. №3. С. 80-85.

  17. Заргарян А.М. Методология повышения эффективности государственного регулирования и внутрифирменного управления развитием современного предпринимательства: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.138 с.

  18. Заргарян А.М. Гармонизация государственного регулирования и внутрифирменного управления предпринимательским сектором как основа повышения результативности бизнеса: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.127 с.

  19. Официальный сайт Правительства Вологодской области. URL: http://www.vologda-oblast.ru

  20. Портал экономического развития Вологодской области. URL: http://economy.gov35.ru

  21. Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области. URL: http://rcpp35.ru

Поступила в редакцию 2019-04-22
Опубликована 2019-05-24
Раздел
Экономика
Страницы
280-291