ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАНИМАТЬСЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИИ

  • Татьяна Витальевна Погодина
    • ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
  • Татьяна Геннадьевна Попадюк
    • ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
  • Наталья Леонидовна Удальцова
    • ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Ключевые слова: инновационная экономика, технооптимисты, технофобы, техноскептики, научно-технологический прогресс, инновационная сфера, инновационная инфраструктура, предпринимательская активность, предпринимательские компетенции, конкуренция

Аннотация

Представлен анализ наметившейся тенденции населения страны участвовать в инновационной деятельности. Инновационная активность населения способно придать динамизм инновационным процессам в России. В процессе исследования отношения населения страны к инновационной деятельности были выявлены различные факторы, оказывающие влияние на склонность населения к инновациям, как положительное (например, образованность населения, развитая среда крупного города, наличие веры в научно-технологический прогресс, как наследие советского прошлого, склонность к предпринимательской деятельности), так и отрицательное (неразвитая инфраструктура, слабые формы государтсвенной поддержки инновационного предпринимательства). По результатам проведенного опроса отмечается неготовность россиян к внедрению инноваций в повседневную жизнь. Так, за внедрение робота-водителя в осуществление движения на общественном транспорте высказалось значительно меньше россиян, чем жителей Европейского союза. Выявлена сфера деятельности (обрабатывающая промышленность), в которой отмечается более высокая инновационность населения, проанализированы региональные аспекты инновационной активности. Так, в более развитых в экономическом отношении регионах отмечается и большая готовность населения к инновациям. Отмечается наличие тенденции к улучшению отношения к науке и к профессии ученого, что в целом имеет положительное влияние на формирование склонности населения к инновациям. Сформулированы стратегические задачи, направленные на повышение уровня готовности населения к осуществлению инновационной деятельности, в том числе различные формы стимулирования малого инновационного бизнеса посредством государственных гарантий, налоговых преференций. Делается вывод о необходимости введения специальных бизнес-образовательных программ, начиная со средней̆ школы, которые будут стимулировать интерес к карьере предпринимателя. Для повышения правовой, экономической и финансовой̆ грамотности начинающих предпринимателей̆ целесообразна организация бесплатных тренингов и семинаров.

Литература


  1. Врач, инженер и чиновник: россияне назвали самые престижные профессии // РИА Новости – 2018. URL: https://news.rambler.ru/sociology/38925604-vtsiom-nazval-samye-populyarnye-u-rossiyan-professii/.

  2. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf

  3. Публичный отчет по результатам социологического исследования поведенческих и институциональных предпосылок технологического развития регионов РФ// РВК (АО).-2016 г.

  4. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru.

  5. Российский статистический ежегодник. Росстат. URL: http://www.gks.ru.

  6. Развитие бизнес-процессов в условиях модернизации региональной экономики: монография / С.В. Фролко и др.; под общ. ред. Е.И. Молоковой. Ставрополь: Сервисшкола; Невинномыск: ГОУ ВПО НГГТИ, 2011. 300 с.

  7. Список самых востребованных профессий в 2020 году в России // Интернет портал «Мое образование»–2012. URL: https://moeobrazovanie.ru/samye_vostrebovannye_professii_rossii_2020.html

  8. Топ «Инновационные» рейтинга «Техуспех»-2016. URL: http://www.ratingtechup.ru/rate/?BY=INNOVATION

  9. Федоров Р.И. Структура системы управления финансовыми рисками // Российское предпринимательство. 2010. № 6. Вып. 2 (161). С. 62-67.

  10. Портал органов власти Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga.ru.

  11. GnezdovaV., Kugelev I.M., Romanova J.A. Conceptual model of the territorial manufacturing cooperative system use in Russia / Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Т. 4. С. 82.

  12. SekerinD., Avramenko S.A., Veselovsky M.Y., Aleksakhina V.G. B2G Market: The Essence and Statistical Analysis. World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 31. № 6. С. 1104-1108.

  13. Попадюк Т.Г., Бударин Н. Анализ настроений и готовности населения заниматься инновационной деятельностью // Экономические науки. № 7 (164). С. 70-75.

Поступила в редакцию 2019-04-18
Опубликована 2019-05-24
Раздел
Экономика
Страницы
306-313