СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ В НЕСТАБИЛЬНЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

  • Татьяна Витальевна Погодина
    • ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
  • Наталья Леонидовна Удальцова
    • ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Ключевые слова: стратегия развития, конкурентоспособность, промышленная компания, стратегический маркетинг, стратегический контроллинг, нестабильность

Аннотация

Необходимо разработать стратегические направления в системе управления промышленной компанией в условиях неопределенности и нестабильности рыночной экономики. Исследован генезис теории конкурентоспособности, выделены признаки конкурентоспособности промышленных компаний в краткосрочном и долгосрочном периодах. Определено, что и в краткосрочном и долгосрочном периодах значительную роль играют финансово-экономические показатели, включая рентабельность, финансовую устойчивость, финансовый рычаг. Рассчитан эффект финансового рычага как обобщающий показатель финансово-экономических показателей конкурентоспособности в отраслях промышленности России за 2015-2017 г., который имеет преимущественно отрицательное значение, что негативно сказывается на результатах деятельности компаний. Основная причина сложившейся тенденции в России - высокий уровень финансовой зависимости компаний, низкая рентабельность активов и высокие процентные ставки по кредитам. Выделены и проанализированы три стратегических направления в управлении промышленной компанией в условиях неустойчивой экономики - разработка корпоративной стратегии формирования и повышения конкурентоспособности компаний на инновационной основе, реализация стратегического маркетинга и концепции стратегического контроллинга в управлении промышленной компанией. Определены приоритетные стратегии для обеспечения конкурентоспособности промышленных компаний (горизонтальной диверсификации, инноваций или интегрированного роста), предложены инструменты стратегического маркетинга для стимулирования технологических процессов в промышленном комплексе в условиях неустойчивой экономики, выявлены направления стратегического контроллинга как практической реализации управления по отклонениям. Предложен подход к оценке эффективности корпоративной стратегии на основе величины разрыва между стратегическим планом и реальными возможностями промышленной компании.

Литература

1. Диксон П. Управление маркетингом. М.: Бином, 2007.
2. Егорова А.О., Романовская Е.В., Повалёва Ю.А. Роль системы управления качеством продукции в повышении конкурентоспособности предприятия машиностроения // Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 386-388.
3. Маршалл А. Принципы политической экономии: в 2 т. М.: Прогресс, 1993.
4. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf
5. Котлер Ф., Гари А. Основы маркетинга. 5-е изд. М.: Вильямс, 2016. 752 c.
6. Сокольник И.В., Романова М.М., Мелина Н.Ф. Повышение эффективности системы внутреннего контроля в кооперативной организации // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 2, № 3. С. 97-104.
7. Российский статистический ежегодник. Росстат. URL: http://www.gks.ru
8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность России и подготовка кадров // Общество и экономика. 2014. С. 25.
9. Хекшер Э.Ф. Влияние внешней торговли на распределение дохода / под ред. А.П. Киреева. Вехи экономической мысли. Т. 6. Международная экономика. М.: ТЕИС, 2006. С. 154-173.
10. Хайек Ф. А. Глава 5. Джозеф Шумпетер (1883-1950). Методологический индивидуализм // Судьбы либерализма в XX веке. М.: ИРИСЭН, 2009. 337 с.
11. Buckley P.J. Is the relationship between inward FDI and spillover effects linear? An empirical examination of the case of China’’/ P.J. Buckley, J. Clegg, C. Wang //Journal of International Business Studies. 2007. Vol. 38, № 3. P. 447-459.
12. Gnezdova J.V. Conceptual model of the territorial manufacturing cooperative system use in Russia / J.V. Gnezdova, I.M. Kugelev, J.A. Romanova // Journal of Internet Banking and Commerce. 2016.Vol. 4. P. 82.
13. Belk R. Situational Variables and Consumer Behavior // Journal of Consumer Research. 2017. № 2. P. 157-164.
14. Pogodina T.V. Towards the innovarion-focused industry development in a climate of digitalization the case of Russia / T.V. Pogodina, V.G. Aleksakhina, V.A. B urenin, T.N. Polianova, LA. Yunusov // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. № 6 (4). P. 1897-1906.
15. Kleiner G., Rybachuk M. System structure of the economy: qualitative time-space analysis // Fronteiras. 2016. № 2. P. 61-81.
Поступила в редакцию 2019-12-19
Опубликована 2020-03-02
Раздел
Экономика
Страницы
41-50