КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

  • Лариса Владимировна Соловьева
    • АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
  • Владислава Игоревна Соловьева
    • ФГАОУ ВОНИУ «Белгородский государственный университет»
Ключевые слова: экономика образования, концепция, сущность, локальный рынок, функционирование, кризис образования, образовательные услуги, учреждения образования

Аннотация

Рассматриваются социальные и экономические предпосылки развития современного российского образования. Анализируются причины деформации традиционной системы образования в условиях рыночной экономики. Освещаются исторические и экономические причины зарождения в России рынка образовательных услуг, его место в общей образовательной структуре страны. Исследуется концептуальная сущность понятий «платные образовательные услуги», «институциональность образования», «рынок образовательных услуг». Отмечается роль государства в модернизации образования, обозначены системные меры, которые в области государственной образовательной политики принимаются для дальнейшего развития учебных заведений всех видов и форм собственности. Констатируется особенность наблюдаемого кризиса образования как мирового явления. Представлены результаты деятельности локального рынка образовательных услуг на примере учреждений образования г. Белгорода. Рынок образовательных услуг Белгорода отличается большим разнообразием учебных заведений различных уровней профессионального обучения. Для данного регионального рынка характерны высокое качество обучения в учебных учреждениях города, требуемая научная и педагогическая подготовленность преподавательских кадров. Населению города присущи требовательность к качеству обучения, готовность семей вкладывать деньги в образование детей, уверенность в том, что хорошее образование будет залогом профессиональной и служебной карьеры. Характерными чертами сферы образования города являются: возможности получения желаемого образования, качество образовательных услуг, персональная подготовленность педагогических кадров. В учебных заведениях города обучается более 50 тыс. студентов из разных регионов страны, из них около 40 % - из Белгородской области. Примерно половина обучается на дневном отделении, 75 % выпускников школ Белгорода поступают в вузы страны и города. Учебные заведения города ориентированы на разные группы абитуриентов. Имеются определенные диспропорции в подготовке нужных специалистов и в выпуске специалистов престижных профессий. Оценки произведены с использованием положений концепции о необходимости удовлетворения образовательных потребностей граждан, учета административно-территориальных и традиционных особенностей региона.

Литература

1. Балыхин Г.А. Актуальные вопросы социально-экономического развития системы образования России // Экономика образования. 2004. № 3.
2. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: в 5 т. Т. V. В 2 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 2004. С. 692.
3. Бунеева Р.И. Социально-экономическая роль некоммерческих организаций в развитии региона // Вестн. Белгородского ун-та потребительской кооперации. 2009. №2(30). С. 81-84.
4. Веблен Т. Теория праздного плана. М.: Прогресс, 1984.
5. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: учеб. пособие. В 2 кн. М.: Народное образование, 2013. Т. 1.
6. Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 21-26.
7. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. 2004. № 5.
8. Дюжиков С.А. Рынок образования и рынок труда в России: функциональные связи и отношения / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №3.
9. Ерошин В.И. Экономика, право и управление образованием: проблемы, исследования, решения // Изв. Российской Академии образования. 2002. № 2.
10. Исаенко Е.В. Маркетинг в сфере образовательных услуг / Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие // под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Нагапетьянца. М.: Изд. дом «Вузовский учебник»; ИНФРА-М, 2013. С. 244-251.
11. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
12. Невлев В.К., Соловьева В.И. Приспособление образовательных учреждений к рынку услуг // Педагогические технологии в современном образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., 8 апреля 2014 г. Белгород: Изд-во БУКЭП, 2014. С. 349-354.
13. Норт Д. Институты и институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
14. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
15. Пронин А.А., Занин М.В. Муниципальный вуз в культурно-образовательном пространстве города: инновации и перспективы // Междунар. журн. экономики и образования. 2016. Т. 2, № 1. С. 62-73.
16. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и наука о поведении // Теория фирмы / сост. В.М. Гальперин. СПб.: Экономическая школа,1995.
17. Соловьева В.И. Институциональные факторы формирования российского рынка образовательных услуг // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, вып. 2. С. 60-66.
18. Соловьева Л.В. Становление рынка услуг в условиях перехода к рыночной экономике: монография. М.: Социум, 1997. 208 с.
19. Соловьева Л.В., Соловьева В.И. Формирование рынка образовательных услуг в структуре высшей школы // Евразийский юрид. журн. 2016. №5(96). С. 314-318.
20. Усова А.В. Проблемы реформирования системы образования // Изв. Российской Академии образования. 2002. № 2.
21. Commons J. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Vol. 21.
22. Обзор российского рынка образовательных услуг. URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11586.html (дата обращения: 25.09.2017).
23. Образование для инновационных обществ в XXI веке. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3717.
Поступила в редакцию 2017-01-13
Опубликована 2018-01-26
Раздел
Экономика
Страницы
43-48