ВОЗРОЖДЕНИЕ СТИГМАТИЗИРОВАННЫХ КОРНЕЙ: СААМСКИЕ ЙОЙКИ И ШАМАНСКИЕ СИМВОЛЫ В ХРИСТИАНСКИХ ДИСКУРСАХ С РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

  • Ильдико Тамаш
    • Институт этнологии Академии наук Венгрии
Ключевые слова: саами (саамы), йойки, христианство, лестадианство, язычество, идентичность

Аннотация

Йойк - это вокальное пение в традиции саамов, включающее в себя множество священных и обыденных символов. Сфера его применения выходит далеко за рамки обычных коннотаций народных песен или обрядовых песен. Йойк имеет множество функций: он является средством общения, выражения индивидуальности; выступает как инструмент развлечения; служит для классификации и идентификации общества и окружающей среды народа саами; это своего рода краткое изложение опыта и знаний, накопленных в мире, что отражает и выражает их мировоззрение. Йойк был также основным средством Священного общения. Эта практика чаще всего упоминается наблюдателями. Средневековые и ранние современные источники (обычно созданные путешественниками и миссионерами) все без исключения упоминают йойк как символ язычества, как волшебную, ритуальную песню, составляющую часть ритуала шамана. Посетители не могли отличить ритуальные песни шаманов от обычных «народных песен». Стереотипный (внешний) ярлык «шаманизм» легко применялся к любому йойку , независимо от того, имеет ли он какое-либо отношение к шаманизму или нет. Таким образом, стигматизирующее понятие “язычник” стало прочно входит в понятие «исполнение йойк песнопений» в течение XVII- XVIII веков. Эти негативные оттенки в отношении саамов были подкреплены новым (политическим и научным) дискурсом, развернувшимся в начале ХХ в. (как ответвление эволюционизма и расовой теории), в рамках которого исполнение йойков было описано как отсталый постыдный обычай, наряду с любыми другими явлениями, связанными с традиционным образом жизни саамов. Хотя страх наказания за исполнение йойк песнопений был велик, проповеди уважаемого и популярного Лестадия, а также инициированное им христианское движение Пробуждения привели к еще более сильному подавлению этой вокальной традиции. После этого многие саамы отказались от традиции исполнения йойк песнопений не столько из страха преследования и наказания, а в силу того, что они были убеждены, что эти песни - грех и инструмент для колдовства. Большинство последователей Лестадия отвергают традицию йойк песнопений и в наши дни, но многие из представителей христианской саамской молодежи желают воссоединиться с музыкой своей культуры, отвергая языческую интерпретацию этого жанра. Некоторые из них не только пытаются избавить йойки от языческих коннотаций, но и специально вкладывают в него новые христианские смыслы. Положительный прием и осуществимость этой инициативы были показаны некоторыми поселениями или епархиями (в основном в Швеции). В некоторых местах йойк уже стал частью литургии, несмотря на нежелание консервативных христиан.

Литература

Поступила в редакцию 2018-04-14
Опубликована 2018-06-25
Раздел
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Страницы
28-42