«СОЦИАЛЬНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ» В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА: АНАЛИЗ ФИЛЬМА «МАРИЙЦЫ» (1928 г.)

  • Татьяна Алексеевна Титова
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Мария Васильевна Вятчина
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова: документальное кино, визуальная антропология, культурфильм, марийцы, советская культура, Советский Союз, революция, этнография

Аннотация

В статье на примере фильма «Марийцы» показаны способы демонстрации преобразований, происходивших в советской деревне. Выделены основные характеристики кинопродукта в жанре «культурфильма». Проведенный анализ истории создания фильма и его более позднего озвучивания позволяет закрепить идею о разных смыслах, возникавших при просмотре в звуковом сопровождении и без него. Как часть происходивших преобразований отдельно рассматриваются гигиенический дискурс и сопутствующая ему пропаганда среди сельского населения. В фильме отчетливо выделяется идея смены трудовых режимов: тяжелый дореволюционный труд (сплав леса), показанный в первых кадрах фильма, замещается работой в артелях, ремесленных мастерских и кооперативах, на базе которых в 1920-е гг. должны были развиваться ремесла. Деревообработка, выделка леса и материальная культура марийцев - это те маркеры, которые при демонстрации фильма на больших экранах Советского государства призваны были маркировать названный регион. Комбинирование визуальных рядов и активный монтаж, которые подчас игнорировали этнографические детали, проводились в контексте активной комсомольской кампании. Это свидетельствует об использовании сельской культуры не только как объекта советских преобразований, но и как источника для создания пропагандистских материалов.

Литература

1. Алексеева Е. Исторический экскурс: национальные мотивы в кино Татарстана // Минбар. 2008. № 2. С. 163-166.
2. Белицер В. Мари [Черемисы]: применительно к коллекциям ЦМН. М., 1928. 16 с.
3. Васильев В. Бытовые условия, отрицательно влияющие на физическое состояние народа марий // Материалы по изучению экономического и социально-культурного состояния народа марий (к VI съезду Советов). Краснококшайск, 1926. С. 41-51.
4. Гаврилова К. Марийская вышивка в советский период: риторика ценности и промышленное воспроизводство // Bulletin des Deutschen Historischen Instituts Moskau. 2012. № 6. С. 81-110.
5. Головнева Е., Головнев И. Визуализация региона средствами кинематографа (на примере «Киноатласа СССР») // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 3 (153). С. 146-151.
6. Д. Ш. К проблеме экспорта марийских художественных вышивок // Марий Эл. 1928. № 5-6.
7. Зайниев Г. Марийцы в кино: страницы истории // Finugor.com. URL: finugor.com (дата обращения 15.04.2017).
8. Зайниев Г. Прерванная свадьба // Марийская правда. URL: http://www.marpravda.ru/news/pervaya-polosa/prervannaya-svadba/ (дата обращения 15.04.2017).
9. Крюкова Т. А. Современная женская одежда народов Поволжья (удмуртов, мордвы) // Советская этнография. 1950. № 2. C. 77-92.
10. Марийцы в кино: первые съемки в нашем крае // Марийская правда. URL: https://www.marpravda.ru/news/religiya/mariytsy-v-kino-pervye-semki-v-nashem-krae/ (дата обращения 15.04.2017).
11. Молотова Т. Л. Традиционное марийское ткачество. Йошкар-Ола, 2004. 148 c.
12. Одинцов А. Сохраняя документальное наследие (К 90-летию архивной службы Республики Марий Эл) // Гасырлар Авазы. Эхо веков. 2012. № 1/2. С. 282-283.
13. Орлова Г. Организм под надзором: тело в советском дискурсе о социальной гигиене (1920-е) // Теория моды. 2007. № 3. С. 251-270.
14. Соловьев В. Пеледыш пайрем. Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1966. 52 с.
15. Трахома // Большая медицинская энциклопедия. Т. 32. М., 1935. С. 735-754.
16. Фильм «Марийцы» // Государственный архив аудиовизуальной документации Республики Марий-Эл. URL: http://gaaavd.tk/film-marijcy (дата обращения 15.04.2017).
17. Христофорова О. Б. «Дети природы», или этнические проекты региональных киностудий // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2006. № 3. С. 437-462.
18. Шлегель Х. Й. Немецкие импульсы для советских культурфильмов 20-х годов // Киноведческие записки. 2002. № 58. С. 368-380.
19. David-Fox M. What Is Cultural Revolution? // Russian Review. 1999. Vol. 58. № 2. Р. 181-208.
20. Gross Solomon S. The Soviet-German Syphilis Expedition to Buriat Mongolia, 1928: Scientific Research on National Minorities // Slavic Review. 1993. Vol. 52. № 2. Р. 204-232.
21. Kenez P. Soviet cinema in the age of Stalin // Stalinism and Soviet Cinema. 1993. Р. 54-69.
22. Sarkisova O. Edges of Empire: Representations of Borderland Identities in Early Soviet Cinema // Ab Imperio. 2000. Т. 2000. № 1. Р. 225-252.
Поступила в редакцию 2017-05-26
Опубликована 2018-06-25
Раздел
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
Страницы
163-175