ОСТЯКО-ВОГУЛЬСКИЕ МЯТЕЖИ 1930-Х ГГ.: БЫЛИ И МИФЫ

  • Елена Валерьевна Перевалова
    • Институт истории и археологии Уральского отделения РАН
Ключевые слова: миф (политический миф), этномиф, арт-миф, народная память, мифологизация, обские угры (ханты и манси), власть, остяко-вогульские мятежи 1930-х гг

Аннотация

В устной традиции хантов и манси, ненцев и коми-зырян сохраняются рассказы об остяко-вогульских мятежах 1930-х гг. и последующих массовых репрессиях. В народной памяти прослеживается два уровня восприятия трагических событий - персональный (биографические нарративы) и героико-патриотический (мифологизированные предания). Снятие грифа секретности с темы сталинского террора и раскрытие архивов в конце 1980-1990-х гг. дали возможность обращения к документальным источникам, что привело к переосмыслению истории и новому витку мифологизации событий. Процесс мифологизации идет в нескольких направлениях: (1) создание советского политического мифа и замена его диаметрально противоположным мифом постсоветского времени (превращение истории / фактов в идеологию); (2) появление устных этнических мифов-преданий в ответ на агрессию в отношении этничности (от биографического нарратива к мифологизированной интерпретации и мифу); (3) конструирование новейшего арт-мифа. Политический миф даже при резкой смене парадигм (от сооружения памятников жертвам мятежей до установки памятников жертвам репрессий) остается идеологемой и облекается в форму агитпропа (СМИ, Internet). Этническая мифологизация происходит на стыке реальных событий и традиции (этнических кодов): рассказы непосредственных участников действа со временем переводятся в область этнических преданий и мифов, где мифологизированные образы прошлого представлены в универсальных схемах противостояния «добра» и «зла» (борьба шаманов с советской властью). Художественная мифологизация представляет разные авторские интерпретации событий, где для усиления драматургии и создания эмоционального контекста свободно комбинируются факты и широко используется этнокультурная символика.

Литература

1. Айпин Е. Д. Божья Матерь в кровавых снегах. Екатеринбург, 2002. 304 с.
2. Документальный фонд Березовского историко-краеведческого музея. № 767 «Обвинительное заключение по делу № 2/49 “О контрреволюционном выступлении против советской власти туземцев Казымской тундры”».
3. Государственный архив Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГА ХМАО - Югры). Ф. 180. Оп. 1. Д. 1 «Конъюнктурный обзор работы прокуратуры и суда Остяко-Вогульского округа за 1-ый квартал 1935 года»; «Конъюнктурный обзор работы прокуратуры и суда Остяко-Вогульского округа за 2-й квартал 1935 года». Материалы дела использованы в статье В. В. Патрановой, названной «Казымское восстание-2». URL: http://hantimansiysk.bezformata.ru/listnews/kazimskoe-vosstanie-2/3486852/ (Дата обращения: 21.01.2016).
4. Геннадий Райшев. Графика: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. Г. В. Голынец. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом “Пакрус”», 2004. 344 с.
5. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
6. Документальный фонд Овгорского краеведческого музея (филиал Шурышкарского районного историко-краеведческого музейного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа). № 44 «Материалы о репрессированных поселка Овгорт».
7. Ерныхова О. Д. Казымский мятеж: Об истории Казымского восстания 1933-1934 гг. Новосибирск: Изд-во «Сибирский хронограф», 2003. 160 с.
8. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Сер. 7 (Философия). 1990. № 2. С. 58-65.
9. Лебедева А. Иллюстрации Геннадия Райшева к роману Е. Айпина «Божья матерь в кровавых снегах»: писатель, художник и тень восстания // Литературно-художественный журнал «Арт-лад». 2010. № 1. URL: http://artlad.ru/magazine/all/480/481/500/501 (Дата обращения 20.01.2016).
10. Леэте А. Казымская война: восстание хантов и лесных ненцев против советской власти / Пер. на рус. И. Орехова. Тарту: б.и., 2004. 286 с.
11. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Пер., сост., предисл. и прим. Н. В. Лукиной. М.: Наука, 1990. 568 с.
12. Наша общая горькая правда. Историко-краеведческий сборник / Ред.-сост. Л. В. Цареградская. Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2003. 352 с.
13. Перевалова Е. В. «Красная» колонизация Обского Севера: революционные преобразования и этничность (1917-1930-е г?.) // Уральский исторический вестник. № 2 (23). 2009. С. 125-133.
14. Пиманов А. С., Пиюкова А. Н. Волнения коренного населения на Казыме в 1930-1933 годах // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. 1998. Тюмень, 1999. С. 75-90.
15. ПМА, р. Аган, 2002.
16. ПМА, р. Аган, 2003.
17. ПМА, р. Нижняя Обь, 2014.
18. ПМА, р. Пур, 1997.
19. ПМА, р. Сыня, 2009.
20. ПМА, р. Сыня, 2010.
21. ПМА, Ханты-Мансийск, 2011.
22. Полосин В. С. Миф. Религия. Государство: Исследование политической мифологии. М.: Ладомир, 1999. 440 с.
23. Симакова С. Со звездной дыркой в башке.. // Новости Югры. 2007. № 8 (17423). 20 я??. ?.?8.
24. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера (Из истории национально-государственного строительства 1822-1941): Сб. документов. Тюмень, 1994. 320 с.
25. Документальный фонд Музея Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск). Д. 1074/212 «Дело о переписке Казымской культурной базы (1931-1937 гг.)».
26. Шаман Молданов Петр отказывается от своего звания // Газета «Hant-Mansi sop». № 64 (347). 9 июля 1934 г. C. 4.
27. Шатин Ю. В. Политический миф и его художественная деконструкция // Критика и семиотика. Вып. 6. Новосибирск, 2003. С. 67-78.
28. Шестов И. Н. Политический миф теперь и прежде / Под. ред. А. И. Демидова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 414 с.
Поступила в редакцию 2016-02-25
Опубликована 2016-04-25
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
131-146