ИЗОБРАЖЕНИЕ УДМУРТКИ И МАРИЙКИ В АЛЬБОМЕ АВГУСТИНА МЕЙЕРБЕРГА (ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА)

  • Елена Евгеньевна Нечвалода
    • Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр РАН
Ключевые слова: визуальная антропология, удмуртский костюм, марийский костюм, ранние изображения, графический источник, европейские путешественники, А. Мейерберг

Аннотация

В отечественной этнографии несправедливо мало внимания уделяется ранним визуальным графическим источникам. Существующие источники нуждаются в подробном историко-этнографическом анализе. В данной статье рассматриваются изобразительные источники XVII в. по этнографии финно-угорских народов Поволжья, до настоящего времени слабо введенные в научный оборот. Анализируются изображения удмуртки и марийки в альбоме рисунков, сделанных художниками из состава посольства австрийского императора Леопольда I в Москве под руководством А. Мейерберга (1661-1663 гг.). Цель работы - введение этих изображений в научный оборот как полноценного исторического источника. Степень его достоверности определялась через сопоставление особенностей облика изображенных удмуртки и марийки с информацией, содержащейся в текстах XVI-XVII вв., с этнографическими материалами XIX-XX вв. по традиционной одежде народов Поволжья, с синхронными материалами по одежде русских. Анализ показал, что изображения достоверно передают особенности женской одежды удмуртов и марийцев и ее декора, а в их основе лежали рисунки, сделанные с натуры. В связи с тем, что А. Мейерберг не посещал Поволжья, не упоминал о встречах с удмуртами и марийцами в подробных описаниях своего путешествия, и, учитывая то, что он имел в Москве доступ к различным русским источникам, использовал их и вставлял сделанные с них переводы в свой текст, автор статьи предполагает, что эти изображения художники А. Мейерберга скопировали с московского оригинала. Анализ самих изображений, несколько отличающихся от остальных в альбоме А. Мейерберга, поддерживает наше предположение.

Литература

1. Айплатов Г. Н., Ялтаев И. Ф. Марийцы в «Описании путешествия» Адама Олеария: историко-этнографические аспекты // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 5-14.
2. Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII века / Объяснительные примеч. к рис. сост. Ф. Аделунгом, вновь просмотр. и доп. А. М. Ловягиным. СПб., 1903. 189 с.
3. Барон Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московитских делах. Павел Иовий Новокомский. Книга о московитском посольстве. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1908. 382 с.
4. Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. / Под ред. А. Л. Хорошкевич. М.: Памятники исторической мысли, 2008. Т. I: Латинский и немецкий тексты, русские переводы А. И. Малеина и А. В. Назаренко, А. В. Назаренко. СПб.: Издание А. С. Суворина. 776 с., илл.
5. Елкина И. И. Текстиль из усыпальницы князей Пожарских и Хованских. Спасо-Евфимиев монастырь // Беляева Л. А. Родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских в Спасо-Ефимиевом монастыре Суздаля: 150 лет изучения / Под ред. акад. Н. А. Макарова. 2008.
6. Ефимова Л. В., Алешина Т. С., Самонин С. Ю. Костюм в России XV - начало XX века. Из собрания Государственного Исторического музея. М.: Арт-Родник, 2000. 232 с.
7. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX - начале XX в. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. 228 с.
8. Кошлякова Т. Н. Русские рубахи конца XVI - начала XVII в. из погребений царя Федора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского в Архангельском соборе московского кремля // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 248-253.
9. Лебедева С. Х. Удмуртская народная вышивка. Ижевск: Удмуртия, 2009. 88 с.
10. Меджитова Э. Д. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1985. 269 с.
11. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. 251 с.
12. Мусихин А. Л. Вятка и водка // Герценка: Вятские записки. Вып. 9. Киров, 2005. С. 81-102.
13. Мухамедова Р. Г. Народный костюм татар-кряшен. Казань: Слово, 2005. 159 с.
14. Никонорова Е. Е. Нарукавные розетки в вышивке народов Волго-Уральского региона // Этносы и культуры на стыке Азии и Европы. Уфа: Гилем, 2000. С. 260-274.
15. Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. с нем. А. М. Ловягина. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.
16. Повесть о стране Вятской // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вып. III. Отд. II. Вятка, 1905. С. 1-97.
17. Путешествие в Московию барона Августина Майерберга, члена императорского придворного совета и Горация Вильгельма Кальвуччи, кавалера и члена правительственного совета Нижней Австрии, послов августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу, в 1661 году, описанное самим бароном Майербергом. М.: Университетская типография, 1874. 260 с.
18. Рабинович М. Г. Одежда русских XIII-XVII веков // Русская народная одежда. Историко-этнографические очерки. М.: Индрик, 2011. С. 19-62.
19. Рисунки к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах, представляющие виды, народные обычаи, одеяния, портреты и т. п. СПб., 1827. 136 с.
20. Суслова С. В., Мухамедова Р. Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, 2000. 312 с.
21. Фомичева З. И. Редкое произведение русского искусства XVII в. // Древнерусское искусство XVII в. М.: Наука, 1964. С. 316-326.
22. Цимерманис С. Я. Альбом путешествия А. Мейерберга как источник для изучения истории латышской культуры // Тезисы докладов и сообщений конференции по источниковедческим проблемам истории народов Прибалтики. Рига: Изд-во «Зинатне», 1968. С. 59-63.
Поступила в редакцию 2016-04-05
Опубликована 2016-06-29
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
125-140