ПРЕДАНИЯ О ЗОЛОТОЙ БАБЕ И УДМУРТСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

  • Надежда Ивановна Шутова
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН
Ключевые слова: Золотая Баба, божество плодородия, женское святилище, Приуралье, паломничество

Аннотация

Статья посвящена легендам о Золотой Бабе и удмуртским параллелям, сохранившимся среди слободских удмуртов Кировской обл. Предания свидетельствуют о паломничестве к ее святилищу, чтобы вымолить у нее счастье. Рассматривается проблема достоверности сведений, приведенных в легендах. Многочисленные труды археологов, историков и этнографов свидетельствуют, что у народов Урала существовал культ женского божества плодородия, имевший распространение на широкой территории: от Русского Севера до северо-западной Сибири. Отмечено, что меньшую территорию занимает область, в которой функционировали женские капища - бассейны Чепцы, Вычегды и Печоры, Оби, Верхнее Прикамье. Согласно археологическим исследованиям, местом наибольшей концентрации средневековых находок с изображением женского божества, как и ареалом локализации больших общественных святилищ для поклонения женскому божеству плодородия, является Приуралье. С позднего средневековья культ архаичной богини здесь постепенно замещается почитанием святой Параскевы-Пятницы или Богородицы. Приведенные материалы показывают, что в средневековье Чердынский край в Приуралье служил крупным религиозным центром уральских народов. Судя по научным изысканиям сибирских этнографов в святилищах обских угров, что дохристианская традиция изготовления женских идолов и поклонение женским божествам сохраняются в Зауралье вплоть до наших дней. Приведенные сведения позволяют заключить, что в основе преданий могли лежать исторические факты паломничества удмуртских посланников к Золотой Бабе. Удмуртские легенды отражают существование давних духовных связей между удмуртским населением и коми, а также обскими уграми Зауралья.

Литература

1. Бауло А. В. Религиозно-мифологические представления казымских хантов // Легенды Казыма: Каталог. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. 58 с.
2. Бауло А. В. Священные места и атрибуты северных манси в начале XXI века: Этнографический альбом. Ханты-Мансийск, Екатеринбург: Изд-во Баско, 2013. 208 с.
3. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Культовые места XIX - начала XX века. Новосибирск: Наука, 1986. 192 с.
4. Гемуев И. Н., Бауло А. В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. 240 с.
5. Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб.: Издание А.С. Суворина, 1908. 383 с.
6. Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1985. 280 c.
7. Головнёв А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 607 с.
8. Ивасько Л. П., Кардаш О. В., Федорова Е. Г. Религия // Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд-во Тезис, 2000. С. 239-290.
9. Карьялайнен К. Ф. Религия Югорских народов. Т. 2. / Перевод с нем. и публ. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. 284 с.
10. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник / Сост. Н. Д. Конаков. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. 176 с.
11. Конаков Н. Д. Зарни Ань // Коми мифология / Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина и др. М.; Сыктывкар: Изд-во ДИК, 1999. Т. 1. С. 159. (Энцикл. уральских мифологий, т. I.).
12. Конаков Н. Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 1996. 132 с.
13. Кузницын Е. Паломничество к Золотой Богине. Легенды и были Слободского уезда // Ленинский путь (Слободской р-н). 1991. 16 февраля (№ 20-21). С. 7.
14. Кулемзин В. М. Сарне най // Мифология хантов / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданов, Т. А. Молданова. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2000. С. 216-219. (Энцикл. уральских мифологий, т. III.).
15. Кулемзин В. М. Калтась // Мифология хантов / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданов, Т. А. Молданова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 152-153. (Энцикл. уральских мифологий, т. III.).
16. Лимеров П. Ф. Образ Богини-Матери в мифологии коми: к проблеме реконструкции // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. С. 184-200.
17. Лукина Н. В. Савырки // Мифология хантов / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданов, Т. А. Молданова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 216. (Энциклопедия уральских мифологий, т. III. 310 с.).
18. Максимов С. А. К вопросу о лексических коми заимствованиях в диалектах удмуртского языка // Пермистика 8: Диалекты и история пермских языков во взаимодействии с другими языками. Сыктывкар: Изд-во Сыктывк. ун-та, 2001. С. 179-183.
19. Мартынова Е. П. Образ Калтащ-Анки в религиозной традиции хантов // Модель в культурологии Сибири и Севера. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. С. 74-83.
20. Мельничук А. Ф., Корчагин П. А. Новейшее изучение древнего Искора // Ныроб. Чердынь. Россия: Историческое пространство и культурное наследие. Чердынь, 2003. С. 22-30.
21. Оборин В. А. Раскопки древнего Искора // АО-1975 г. М., 1976. С. 168-169.
22. Оборин В. А. Раскопки Искорского городища и святилища // АО-1980 г. М., 1981. С. 147-148.
23. Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVII века. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 168 с.
24. Оборин В. А. Коми-пермяки // Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. С. 255-298.
25. Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1988. 183 c.
26. Перевалова Е. В., Карачаров К. Г. Река Аган и ее обитатели. Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006. 352 с.
27. Повесть о стране Вятской (Вятский летописец) // Труды Вятской ученой архивной комиссии 1905 года. Вятка, 1905. Вып. III. Отдел II. С. 22-53.
28. Попов В. Древнейшие города Перми Великой - Искор и Покча // Сборник материалов для ознакомления с Пермской губерниею. Пермь: Тип. Губерн. правления, 1891. Вып. 3. С. 75-90.
29. Полное собрание русских летописей. СПб., 1851. Т. 5. 286 с.
30. Сагалаев А. М. Калтась-Эква // Мифология манси. Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2001. С. 70-71. (Энцикл. уральских мифологий, т. II.).
31. Соколова З. П. Ардви Сура Анахита иранцев и «Злата Баба» финно-угров // СА. 1990. № 3. С. 154-160.
32. Трубецкой Н. С. К вопросу о «Золотой бабе» // Этнографическое обозрение. 1906. № 1 и 2. С. 52-62.
33. Уляшев О. И. Зарань // Коми мифология / Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина и др. М.; Сыктывкар: Изд-во ДИК, 1999. Т. 1. С. 158. (Энцикл. уральских мифологий, т. I.).
34. Чердынские клады. Сокровища археологических коллекций. Науч.-попул. изд. / Сост. Г. Н. Чагин. Пермь: «Литер-А», 2013. 144 с.
35. Шарапов В. Э. Богородичные праздники у современных коми. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 1995. (Научные доклады Коми научный центр УрО РАН. Вып. 359). 31 с.
36. Шарапов В. Э. Параскева-Пекнича // Коми мифология / Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина и др. М.; Сыктывкар: Изд-во ДИК, 1999. Т. 1. С. 181-184. (Энцикл. уральских мифологий, т. I.).
37. Шутова Н. И. Женское божество плодородия в духовной жизни финно-угров Приуралья // Об этнической психологии удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. 1998. С. 27-35.
38. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 304 с.
39. Autio E. Kotkat, Hirvet, Karhut. Permiläistä pronssitaidetta. Jyväskylä: Gummerus Kirjapaino Oy, 2000. 228 s.
40. Autio E. The Permian Animal Style // Folklore. 2001. Vol. 18-19. P. 162-186.
Поступила в редакцию 2016-05-16
Опубликована 2016-06-29
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
141-150