ПРОБЛЕМА ФИНАЛА ОПЕРЫ Г. КОРЕПАНОВА «НАТАЛЬ»: «ТОНКАЯ БЕРЕЗКА» ПОД «СОЛНЦЕМ СВОБОДЫ»

  • Евгения Юрьевна Новоселова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Г. Корепанов, опера «Наталь», Ф. Кедров, повесть «Катя», первая удмуртская опера, лирическая героиня, жертвоприношение, героика

Аннотация

Статья посвящена процессам создания оперы Г. Корепанова «Наталь». Сравнивая повесть Ф. Кедрова «Катя» с либретто оперы «Наталь», автор показывает различие трактовок в изображении главной героини, а также разнящиеся финалы этих произведений. Наталь Г. Корепанова - лирическая героиня, не столько действующая, сколько переживающая о своей судьбе. Предложенные в процессе постановки оперы изменения образа (гибель героини) и присоединение хорового финала-апофеоза, прославляющего светлое будущее родного края, вынудили композитора превратить поступок Наталь в героическую жертву и, следовательно, героизировать образ. Опера Г. Корепанова рассматривается в контексте эпохи: 1961 г. стал началом формирования «кодекса строителя коммунизма». Идея светлого будущего и статус «первой удмуртской оперы» повлияли на формирование концепции произведения, вынуждая композитора радикально изменить трактовку образа главной героини. Для того чтобы судьба главной героини стала героической, потребовалась ее жертвенная гибель. В то же время, «первая удмуртская опера» не могла завершиться трагическим финалом. Так появился хоровой финал-апофеоз, прославляющий будущее страны. В таком виде опера ассоциировалась с официально принятой «национальной патриотической оперой» «Иван Сусанин», а статус композитора приравнивался к статусу «удмуртского Глинки». Близость к русской опере дополнялась не только хоровым заключением, но и его структурой: в центре хорового апофеоза помещено трио солистов. Но, в отличие от трио «детей» Ивана Сусанина, оплакивающих героический подвиг отца, в хоровом финале «Наталь» лишь подчеркивалась основная идея произведения - путь к светлому будущему. На основе воспоминаний о премьерной и последующих постановках оперы в статье реконструируются процессы интерпретации образа Наталь. Анализируются попытки (в работе с композитором) создать певицами лирический образ вопреки сложившейся в сценическом решении его героической интерпретации.

Литература

1. Sierotwieński S. Słownik terminów literackich. Цит. по: Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2002. 467 с.
2. Бехтерев Г. Н. Я был поражен красотой музыки! // «Мон тодам ваисько». «Я тебя вспоминаю». Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924-1985). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. С. 30-38.
3. Богомолова З. А. Удмуртский Глинка // «Мон тодам ваисько». «Я тебя вспоминаю». Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924-1985). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. С. 42-52.
4. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение. 1998. 368 с.
5. Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии, Ижевск, 1978. 156 с.
6. Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии. Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2004. 348 с.
7. Гуревич А. Я. “Эдда” и сага. М.: Наука, 1979. 192 с.
8. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон: сборник статей / Под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. 1040 с.
9. Золотой век удмуртской музыки: антология [Электронный ресурс]. Ижевск, 2007. 2 CD-ROM.
10. Кедров Ф. Катя. Ижевск: Удмуртия, 1976. 80 с.
11. Кларк К. Советский роман. Глава 8. Три помощника ритуального жертвоприношения: Смерть [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedy-diary.ru/?p=2689 (Дата обращения: 18.11.2015).
12. Корепанов Г. Наталь: клавир, рукопись / Центральный государственный архив Удмуртской Республики, б/н.
13. Корепанов Г. Наталь: оперное либретто. Ижевск: АНО «Ижевский институт компьютерных исследований», 2013. 24 с.
14. Корепанов Г. А. Наталь, клавир. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2010. 324 с.
15. Корепанов Г. А. Поэт и либреттист // Г. Д. Красильников - писатель и человек: Статьи. Воспоминания. Ижевск, 1982.
16. Корепанова Л. Н. Мои воспоминания // «Мон тодам ваисько». «Я тебя вспоминаю». Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924-1985). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. С. 117-151.
17. Костелянец Г. А. Заря над Камой // «Мон тодам ваисько». «Я тебя вспоминаю». Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924-1985). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. С. 176-181.
18. Ложкин В. В. Новый этап в развитии национальной культуры // «Мон тодам ваисько». «Я тебя вспоминаю». Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924-1985). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. С. 210-213.
19. Мамонтов А. В. В то время надо было быть героем, чтобы написать оперу! // «Мон тодам ваисько». «Я тебя вспоминаю». Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924-1985). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. С. 214-217.
20. Минина Л. А. Великое творение удмуртского композитора // «Мон тодам ваисько». «Я тебя вспоминаю». Воспоминания современников о жизни и творчестве выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924-1985). Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2014. С. 218-220.
21. Напольских В. В. Размышления о возможности определения уральского и индоевропейского психологических стереотипов и их предварительное сравнение // Вестник Удмуртского университета. 1992. № 5.
22. Пчеловодова И. В. Удмуртская песенная лирика: от мотива к сюжету. Ижевск, 2013. 164 с.
23. Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 720 с.
24. Раку М. Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930-1940-х годов: лиризация дискурса // Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 184-204.
25. Толкач Ю. Л. Вступительная статья // Корепанов Г. «Наталь», клавир. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2010. 324 с.
26. Уль К. Поколение между «героическим прошлым» и «светлым будущим»: роль молодежи во время «оттепели» // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 279-326.
Поступила в редакцию 2016-05-18
Опубликована 2016-06-29
Раздел
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
Страницы
151-164