ИДЕЯ СВОБОДЫ В ЭПОСЕ «МАСТОРАВА»

  • Наталья Михайловна Абросимова
    • Таллиннский университет
Ключевые слова: свобода, эпос, «Масторава», «Мордовская история», Инешкипаз, Тюштян, Общество «Масторава», человек, народ, герой, этническая государственность, суверенитет

Аннотация

В статье рассматривается идея свободы в эрзянском и мокшанском героическом эпосе «Масторава»; выделяются персонажи, в деятельности которых она выражается; показывается, что идея свободы - это онтологическая категория, изначально свойственная народу и отдельному человеку. Ее носителями выступают верховные боги: Инешкипаз, Чам-Пас, земные божества Масторава, Норовава, Ведява, герои Сураля, Кудадей, Тёкшонь, Тюштян - и народ весь в целом. Высшей формой свободы осознается национальный суверенитет, воплощающийся в этнической государственности. Идея свободы как историческая категория в эпосе «Масторава» имеет конкретные формы проявления в 5 его частях: «Век богов», «Древний век», «Век Тюштяна», «Век ворогов» и «Новый век» - и имеет разные политические, идеологические и социальные ориентиры. В 1928-1934 гг. ХХ в. она воплотилась в Мордовской Автономной Советской Социалистической Республике, в кон. 80 - нач. 90-х гг. - в Обществе «Масторава», созданном как культурно-просветительная организация, но ставившая перед собой возрожденческие цели. Художественно-эстетическим выражением идеи свободы является «Масторава», созданная в 1974-1994 гг. А. М. Шароновым. Являясь интеллектуально-духовным портретом эрзи и мокши, «Масторава» представляет их как суверенные этносы со своими особыми историческими интересами существования и развития. Предвестницей «Масторавы» как книжной формы эпоса была «Мордовская история», написанная в нач. ХХ в. (1907) саратовскими крестьянами Т. Е. Завражновым и С. А. Ларионовым. В ней идея Свободы как суверенного эрзя-мокша народа главенствовала, и через ее актуализацию развертывается все повествование.

Литература

1. Алешкин А. В. и др. Мордовское устное народное творчество: Учеб. пос. Саранск, 1987. 287 с.
2. Гагаев А. А., Гагаев П. А., Тихонова Р. В., Бочкарёва О. В. «Масторава» А. М. Ша-ронова: метаэпос трагедии и утопии, практопии эрзянского этноса // Шаронов А. М. Мас-торава. Tallinn: Hõimurahvaste Programm, Valdek Palli nimeline Fond, 2014. С. 497-510.
3. Мокшэрзянь литературань антология: XVIII-XX векне/ Кочказе, сёрмадозень очеркнень и комментариятнень А. В. Алёшкин. Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 2003. 480 с.
4. Морохин Н. В. Слово о «Мастораве» // Шаронов А. М. Масторава. Tallinn: Hõimurahvaste Programm, Valdek Palli nimeline Fond, 2014. С. 468-470.
5. Федосеева Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 212 с.
6. Шаронов А. М. Мордовский героический эпос: сюжеты и герои. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. 207 с.
7. Шаронов А. М. Масторава. Tallinn: Hõimurahvaste Programm, Valdek Palli nimeline Fond, 2014. 540 с.
8. Шаронова Е. А. Эрзянский героический эпос: аутентичная и книжная формы. Историко-типологический анализ. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. 346 с.
9. Шаронова Е. А. «Масторава» - книжная форма эрзянского героического эпоса // Шаронов А. М. Масторава. Tallinn: Hõimurahvaste Programm, Valdek Palli nimeline Fond. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2014. С. 470-497.
10. Шахматов А. А. Из области новейшего народного творчества // Живая старина. 1909. Вып. 2-3. С. 2.
Поступила в редакцию 2016-05-26
Опубликована 2016-10-28
Раздел
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы
79-87