САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В СЕЛЬСКОМ ЛАНДШАФТЕ КОМИ-ЗЫРЯН

  • Александр Алексеевич Чувьюров
    • Российский этнографический музей
Ключевые слова: коми-зыряне, кладбища, низменные места, горные вершины, озера, родовые земельные участки (мушуд), этнографические группы, историко-культурные зоны, ареал, регион, диалект, бассейн Печоры, верхнепечорские коми, коми-ижемцы, русские-устьцилёмы, старообрядцы, православные

Аннотация

В статье анализируются представления коми сельского населения о сакральных местах. В сельском социуме к таковым относятся кладбища, родовые земельные участки ( мушуд ). Согласно верованиям коми, в каждой местности есть свой дух-хозяин, почтительное отношение которому является залогом благополучного пребывания на этой территории. По представлениям коми, существовали капризные озера («sarja»), которые обладают особой чувствительностью к поведению рыболовов. Успешный лов рыбы в этих озерах был возможен только при строгом соблюдении особых предписаний. Урочища, овраги и прочие низменные места в рассказах информантов часто выступают местом обитания нечистых духов. И наоборот, возвышенности, в частности некоторые горные вершины Урала ( Тэлпоз-Из ), в коми оронимических легендах выступают местом обитания дохристианских коми божеств (бог Шуа ).

Литература

1. АРЭМ (Архив Российского этнографического музея). Опись фотоколлекции № 6055.
2. АРЭМ (Архив Российского этнографического музея). Ф. 9136/374.
3. Афанасьев В. Изосим: Легенда // Войвыв кодзув. 2001. № 4. С. 55-57.
4. Бессонов Б. В. Поездка по Вологодской губернии в Печорский край к будущим водным путем на Сибирь. СПб., 1909.
5. Гофман Э.К. Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой. Т. 2. СПб., 1856.
6. Докладная записка о положении и деятельности религиозных общин и духовенства на территории Коми АССР на 1 января 1964 г. // НАРК (Национальный архив Республики Коми). Ф. 1451. Оп. 1. Д. 15.
7. Засодимский П. В. Лесное царство // В дебрях Севера. Сыктывкар, 1999. С. 105-177.
8. Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998.
9. Материалы уполномоченного по делам религии при Совете министров Коми АССР за 1964 г. // НАРК (Национальный архив Республики Коми). Ф.1451. Оп. 1. Д. 14.
10. Налимов В. П. Загробный мир по верованиям зырян // Этнографическое обозрение. 1907. № 1-2. С. 4-5.
11. Олесова Г. И. Мансийские оронимы Северного Урала // Вопросы топономастики. Вып. 1. Свердловск, 1962. С. 33-37.
12. ПМА (Полевые материалы автора). Информант Булышева К. Д. 1925 г.р., д. Лебяжск, Усть-Куломский р-н, Республика Коми. Запись 2001 г.
13. ПМА. Информант Денисов И. С., 1938 г.р., д. Конецбор, Печорский р-н, Республика Коми. Запись 1994 г.
14. ПМА (Полевые материалы автора). Информант Елкина Н. П. 1928 г.р., с. Мыелдино, Усть-Куломский р-н, Республика Коми. Запись 2001 г.
15. Регули А. Письмо академику П. И. Кеппену // Записки РГО. Кн. 3. Зап. РГО. 1849. Кн. 3. С. 159-175.
16. Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984.
17. Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Л., 1928.
18. Сорокин П. А. Пережитки анимизма у зырян // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1910. № 20. С. 49-62.
19. Сошкина Е. Телпоз-из (высочайшая вершина Северного Урала) // Северная Азия. 1929. № 2. С. 111-120.
20. Уляшев О. И. Морт Юр из // Мифология коми. Энциклопедия уральских мифологий. Т. 1. М.: ДиК, 1999. С. 242.
21. Шарапов В. Э. Богородичные праздники у современных коми // Научные доклады КНЦ УРО РАН. Вып. 359. Сыктывкар, 1995. 31 с.
Поступила в редакцию 2016-08-02
Опубликована 2016-10-28
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
111-124