НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТРЕХ РЕЛИГИЙ: КЕРЕМЕТ, МЕЧЕТЬ И ЦЕРКОВЬ В ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УДМУРТСКОГО СЕЛЕНИЯ

  • Ранус Рафикович Садиков
    • Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр РАН
Ключевые слова: удмурты, язычество, ислам, православие, керемет, мечеть, церковь, Пермская губерния

Аннотация

В статье на основе архивных и опубликованных источников рассмотрена конфессиональная история жителей с. Большой Гондырь Куединского р-на Пермского края - административного, культурного и культового центра закамских удмуртов. Поселение было основано удмуртами во вт. пол. XVII столетия. В конфессиональном плане оно было населено язычниками. Одним из важнейших почитаемых культовых объектов была священная роща керемет. В кон. XIX - нач. XX вв. некоторые жители, в основном зажиточные крестьяне, приняли мусульманскую религию. Исламизация удмуртов вызвала ответные действия пермских православных миссионеров, которые построили здесь церковь. Но это только усилило процесс исламизации, в результате которого была открыта мечеть и часть удмуртов, фактически являвшихся мусульманами, официально перешли в ислам и стали считать себя башкирами. Конфессиональное противоборство в регионе нашло яркое отражение в архивных документах и прессе того времени.

Литература

1. К судьбам вотяков // Окраины России. Политическая, общественная и литературная газета (СПб). 1912, 21-28 июль. № 29-30.
2. Попов Е. Об усердии к миссионерскому делу. Пермь, 1874. 13 с.
3. О-в П. Г. Освящение храма в Большом Гондыре - вотяцкой деревне Осинского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1897. № 6. С. 205-219.
4. Рыбаков С. Русское просвещение и магометанская пропаганда в Б. Гондыре (Осинского уезда, Пермской губернии). СПб., 1900. 8 с.
5. Рыбаков С. Церковь и мечеть в селе Большом Гондыре Осинского уезда Пермской губернии // Православный благовестник. 1900. № 20. С. 165-178.
6. Тезяков Н. Вотяки Больше-Гондырской волости. Медико-статистический и антропологический очерк. Чернигов, 1892. 87 с.
7. Werth W. Paul. Tsarist Categories, Orthodox Intervention, and Islamic Conversion in a Pagan Udmurt Village, 1870s - 1890s // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Vol. 2: Inter-Regional and Inter-Ethnic Relations. Berlin, 1998. P. 385-415.
8. Давлетбаев Б. С. Тептяри и их землепользование // Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986. С. 78-158.
9. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 177. Оп. 1. Д. 1944. Дело о спорной земле между крестьянами Осинского уезда и башкирами Уранской волости Бирской округи Уфимского наместничества. 1839 г.
10. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Д. 3790. Книги переписные ясачных крестьян и бобылей Осинской, Казанской, Ногайской и Сибирской дорог Уфимского уезда. 1722-1723 гг.
11. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Книга переписная купцов, цеховых и дворовых г. Уфы; дворцовых, помещичьих, монастырских, ясачных крестьян, тептярей и бобылей Осинской и Сибирской дорог Уфимского уезда. 1748 г.
12. Научно-отраслевой архив Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (НОА УИИЯЛ). Рукописный фонд. Оп. 2-Н. Д. 437. Егоров Е. К. Дневник этнографической экспедиции института в Кировскую и Пермскую области. 1971 г.
13. Черных А. В. Святилища куединских удмуртов в конце XIX-XX в. // Культовые памятники Камско-Вятского региона. Материалы и исследования. Ижевск, 2008. С. 101-118.
14. Тезяков Н. Праздники и жертвоприношения у вотяков-язычников (Из записной книжки земского врача) // Новое слово. 1896. № 4. С. 1-10.
15. Suomalais-Ugrilainen Seuran tutkimusarkisto (Научный архив Финно-угорского общества, г. Хельсинки). Kotelo 547. Nalimov V. Permiläisaineistoa. 1996.
16. Ягафова Е. А., Данилко Е. С., Корнишина Г. А., Молотова Т. Л., Садиков Р. Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010. 264 с.
17. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-295. Оп. 3. Д. 9106. Дело по жалобе башкир Шамсутдинова и др. из д. Больших Гондыр Осинского у. Пермской губ на невнесение в метрики исполненных треб муллой Ахмадиевым из д. Аксаитовой. 1876 г.
18. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 11. Д. 495. Дело о насильственном обращении мусульман в христианство, о переходе из православной религии в магометанство и наоборот. 1886-1912 гг. Без пагинации.
19. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 14618. Дело по заявлению муллы Осинского уезда Аксаитовской мечети Ахтария Ахмадиева о постройке мечети в дер. Большом Гондыре. 1896-1897 гг.
20. Никитин В. К. История села Большой Гондырь Куединского района Пермской области. Рукопись. 1987 г. 25 л. / Большегондырский сельский краеведческий музей.
21. ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 2661. Дело по ходатайствам язычников о переходе их в мусульманскую религию. 1911-1914 гг. Без пагинации.
22. Черных А. В. Буйские удмурты. Этнографический очерк. Пермь, 1995. 52 с.
23. Текущий архив Администрации Большегондырского сельского поселения Куе-динского района Пермского края. 2010 г.
24. Полевые материалы автора, 2010 г. Куединский район Пермского края, д. Малый Гондырь. Фартиева Сетым (Сеткай) Фартиевна, 1922 г.р.; Шайхисламова Кадика Гафутдиновна, 1926 г.р.
Поступила в редакцию 2016-04-27
Опубликована 2016-12-28
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
109-121