О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭРЗЯНСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА

  • Александр Маркович Шаронов
    • ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга»
  • Елена Александровна Шаронова
    • ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Ключевые слова: история, эпос, героический эпос, эрзянский героический эпос, сюжет, персонаж, герой, Тюштян, тюштянский век, героический миф, героическая песня

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена новым взглядом в понимании эрзянской героической поэзии, ее сюжетов, персонажей, особенностей связи с историей, своеобразия поэтики и эстетики героической песни, в дефиниции понятий «герой» и «богатырь», «эпическое сознание» и «историческое сознание». Героический эпос эрзи свидетельствует об ее чрезвычайной жизненной энергии, способности к постоянному развитию, преодолению собственной национальной природы и к диалогу с ней. Цель статьи - представить эрзянскую героическую поэзию с ее специфической героикой, мировидением, связями с исторической действительностью. Задача статьи - обосновать эрзянскую героико-эпическую поэзию как самобытное явление российского и мирового народного творчества со своими художественными и философскими особенностями; а также время ее формирования как эпоху перехода к раннеклассовому обществу. В статье дается понятие героического эпоса, состоящего из героико-мифологических и героико-эпических сюжетов и персонажей; обозначаются героический сюжет и персонаж; раскрывается связь эпоса с мифом и историей; подчеркивается, что сюжеты и персонажи - художественные воплощения, олицетворения актуальных идей и проблем переломного исторического времени; герой рассматривается как культурный и социальный демиург - сын божества и земного человека; он пользуется покровительством богов; утверждается, что эпический герой - данность, круг поступков и действий которого раз и навсегда очерчен, путь его предрешен; но замечено, что это справедливо лишь с позиции стороннего наблюдателя. В хронотопе эпоса герой не завершен и постоянно развивается; конечен же он вне эпического мира; выявляется отличие героического и богатырского эпоса, говорится о своеобразии эпического сознания, о несовпадении его с историческим сознанием народа. Героический сюжет вынуждается к жизни силой обстоятельств, рождается в народном сознании как выражение актуальной этнонациональной идеи (проблемы, требующей разрешения в общенародном масштабе) и выступает как художественно-эстетический способ ее разрешения.

Литература

1. Алешкин А. В. Эпос дружбы: (Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 184 с.
2. Библиотека российская, содержащая древния летописи, и всякия записки, способствующия к объяснению истории и географии российской древних и средних времен. Ч. 1. СПб., 1767.
3. Гагаев А. А. и др. Философия мордовской сказки. Мокшень ёфксонь философиясь. Эрзянь ёвксонть философиясь. Самара: Изд-во «Сам ГУПС», 2014. 109 с.
4. Гагаев А. А. и др. История эрзянской и мокшанской философии, философии мордвы как исторической территориальной общности: В 3-х т. Т. 1. Становление, периодизация, научно-исследовательские программы, специфика и сущность эрзя-мокши и мордовской философии, истории философии эрзи и мокши в истории России. Саранск-Пенза [Б.и.], 2017. 605 с.
5. Домокош П. Является ли «Сияжар» третьим финно-угорским эпосом // Аспект - 1989. Исследования по мордовской литературе. Саранск, 1989. С. 68-79.
6. Кулдуркаев Я. Я. Кезэреньпингеде. Эрзяньраскеде. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. 136 с.
7. Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. 440 с.
8. Мельников П. И. Очерки мордвы. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1981. 136 с.
9. Мельникова Е. А. Сказание о призвании варяжских князей // Древняя Русь в средневековом мире: Энциклопедия. М.: Ладомир, 2014. C. 744.
10. Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского (полное собрание русских летописей.Т. XLIII) / Подгот. текста О. Л. Новиковой; подгот. приложения В. И. Легких и И. В. Федоровой. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
11. Пропп В. Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 2006. 620 с.
12. Радаев В. К. Сияжар.Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. 196 с.
13. Радаев В. К. Тюштя. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 208 с.
14. Федосеева Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция.Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 207 с.
15. Шаронов А. М. Масторава.Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. 496 с.
16. Шаронов А. М. Мордовский героический эпос: Сюжеты и герои. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. 207 с.
17. Шаронов А. М. Масторава.Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. 488 с.
18. Шаронова Е. А. Эрзянский героический эпос: аутентичная и книжная формы. Историко-типологический анализ. Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 346 р.
19. Dugántsy M. Eposet Sijzjar. Uppsala [Б.и.], 1999. 112 s.
20. Mordwinische Volksdichtung. V Band. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1977. 525 р.
Поступила в редакцию 2018-07-07
Опубликована 2018-10-10
Раздел
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Страницы
47-60