ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В ПРОЗЕ Е. Д. АЙПИНА

  • Елена Викторовна Косинцева
    • БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»
Ключевые слова: хантыйская литература, образ праведника, Е. Д. Айпин, деревенская проза

Аннотация

В хантыйской литературе, входящей в группу финно-угорских литератур и ведущей свою историю с 30-х гг. ХХ в., получили развитие традиции деревенской прозы. Вместе с художественным методом деревенской прозы, который получил развитие в произведениях Р. П. Ругина, Е. Д. Айпина, Т. А. Молдановой, З. В. Лонгортовой, в хантыйской литературе появился образ праведника, воплощающего традиционные этнические ценности. Писатели, сами выросшие в хантыйской деревне, родовом поселении, транслируют на страницах своих произведений традиционный уклад жизни народа, знают беды, связанные с промышленным освоением Сибири. В хантыйской литературе нет традиционного изображения деревни. Образ поселения формируется под влиянием географических условий и традиционного образа жизни народа (здесь фиксируются чум, зимний и летний дом, охотничья избушка, заимка, стойбище, рыбацкий стан и проч.). Но концепция героев вполне традиционная для деревенской прозы. Один из показательных образов этой литературной традиции - образ праведника. В словарном толковании этого понятия праведник - человек, который в своих поступках и поведении не нарушает требований нравственности. В творчестве Е. Д. Айпина этот образ наиболее ярко просматривается в рассказе «Во тьме» и романе «Ханты, или Звезда Утренней Зари». В двух героях - Ефреме и Демьяне - праведность связана с этнофилософским взглядом на мир. Созданный писателем праведник характеризуется слитностью с природой и землей, сопричастностью к роду; он стремится жить по законам высокой нравственности, имеет собственное восприятие мира. В нем отражаются ментальные особенности национального характера. Герои-праведники становятся воплощением «национально-традиционных ценностей» и на страницах произведений хантыйского прозаика, на что указывал В. Е. Хализев. Анализ произведений Е. Д. Айпина показывает, что герой-праведник не в состоянии противостоять изменениям, принесенным цивилизацией на Север. Не случайно автор использует символ «ночная тьма» как маркер гибели, исчезновения светлого, доброго, духовно и нравственно чистого в мире и в человеке. Герои-праведники Е. Д. Айпина согласно этим этическим нормам, определяющим их взгляды и поступки, в совокупности с этнической системой нравственно-религиозных ценностей и запретов реализуют концепцию праведности в хантыйской литературе.

Литература

1. Айпин Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари. М.: Молодая гвардия, 1990. 334 с.
2. Айпин Е. Д. Клятвопреступник. Избранное: Роман и рассказы. М.: Русло, 1993. 423 с.
3. Косинцева Е. В. Образ праведника в прозе Р. П. Ругина // Вестник угроведения. 2012. № 2. С. 42-49.
4. Лагунов К. Портреты без ретуши. Тюмень: ТОИПКПК, 1994. 191 с.
5. Лагунова О. К. Модель мира в романе «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Е. Д. Айпина // Вестник Тюменского государственного университета. 2000. № 4. С. 19-27.
6. Лагунова О. К. Феномен творчества русскоязычных писателей ненцев и хантов последней трети XX века (Е. Айпин, Ю. Вэлла, А. Неркаги). Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2007. 260 с.
7. Литовская М. А. Картина мира в романе Е. Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» // Космос Севера. 2002. Вып. 3. С. 130-143.
8. Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 года // Новый мир. 2000. № 5. С. 185-187.
9. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Пресс, 2005. 1216 с.
10. Хазанкович Ю. Сопротивление распаду // Хантыйская литература: Сборник / сост. В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2002. С. 77-81.
11. Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIХ века // Русская литература XIХ в. и христианство: сб. ст. М.: МГУ, 1997. С. 111-119.
Поступила в редакцию 2018-04-27
Опубликована 2018-10-10
Раздел
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы
82-91