ОБРАЗЫ ЛЕСНЫХ ДУХОВ В УДМУРТСКОЙ МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ: II. ПАЛЭСМУРТ («ПОЛОВИННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕКООБРАЗНОЕ СУЩЕСТВО - ПОЛОВИНКА»)

  • Татьяна Григорьевна Владыкина
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы
  • Татьяна Игоревна Панина
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы
Ключевые слова: удмуртский фольклор, удмуртская мифология, несказочная проза, лесные духи, палэсмурт, существа-половинки

Аннотация

В статье систематизируются представления удмуртов о лесном существе, известном в традиционной культуре как палэсмурт (букв. ‘половинный человек’). Дается детальное описание внешнего облика рассматриваемого персонажа, анализируются его отличительные характеристики и функции, прослеживается эволюция развития представлений о нем. Палэсмурт - это антропоморфное существо-половинка, рассеченное вдоль по позвоночнику, у него одна нога и рука, один глаз, половина головы, его внутренности вываливаются наружу. В отличие от лешего / хозяина леса палэсмурт всегда представлен как враждебное людям существо: он может напугать человека, защекотать его до смерти, встреча с ним рассматривается как предвестник несчастий. Он обладает всеми основными характерными чертами, свойственными демоническим существам: встреча с ним происходит на неосвоенной человеком территории в пограничное время суток. Палэсмурт издает нечленораздельные звуки и междометия, речь его не развита. Представления о нем варьируются в зависимости от географической местности проживания удмуртов: большая часть информации была зафиксирована у удмуртов, проживающих в лесных районах Удмуртской Республики, к которым относятся северные и центральные районы, в то время как в южной части региона, где преобладают открытые пространства с незначительными лесными массивами, про палэсмурта либо ничего не слышали, либо он представлен как великан. В настоящее время наблюдается трансформация представлений об анализируемом мифологическом персонаже, которая в первую очередь происходит в молодежной среде. В процессе перехода мифологических рассказов в разряд сказочной прозы, меняется и образ палэсмурта : он представлен как физически сильный, но глупый персонаж, над которым человек одерживает победу благодаря уму и находчивости.

Литература

1. Адамчик В. В. Словарь символов и знаков / Авт.-сост. В. В. Адамчик. М., 2006.
2. Атаманов М. Г. Граховские говоры южноудмуртского наречия // Материалы по удмуртской диалектологии: Образцы речи. Ижевск, 1981. С. 45-96.
3. Березкин Ю. Е. Четыре фольклорных мотива из трех эпох в истории Филиппин и Индонезии // Pilipinas muna! Филиппины прежде всего: К 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова / Отв. ред. и сост. М. В. Станюкович. СПб., 2011. С. 136-172.
4. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Ижевск, 2000. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 2.
5. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Ижевск, 2001. Т. 4: Фольклор. Кн. 1: Удмуртский фольклор: Предания. Легенды. Побывальщины. Сказки. Басни. Пословицы. Поговорки. Загадки.
6. Виноградова Л. Н. Река // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. М., 2009. Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). С. 416-419.
7. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
8. Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск, 1998.
9. Владыкина Т. Г. Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: I. Нюлэсмурт (лесной человек / леший) // Традиционная культура в изменяющемся мире: Материалы VIII Международной школы молодого фольклориста «Традиционная культура в изменяющемся мире» и семинара «Пермистика: язык и стиль фольклора». Ижевск, 2009. С. 24-30.
10. Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011.
11. Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 2007.
12. Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков. Казань, 1921. Вып. 3: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков.
13. Кельмаков В. К. Образцы удмуртской речи: Северное наречие и срединные говоры. Ижевск, 1981.
14. Кралина Н. П. Удмуртские народные сказки / Сост. и пер. Н. П. Кралиной. Ижевск, 1976.
15. Мартазова О. Е. Образы духов трех миров в эвенкийском эпосе // Традиционная культура в изменяющемся мире: Материалы VIII Международной школы молодого фольклориста «Традиционная культура в изменяющемся мире» и семинара «Пермистика: язык и стиль фольклора». Ижевск, 2009. С. 137-145.
16. Панина Т. И. Слово и ритуал в народной медицине удмуртов. Ижевск, 2014.
17. Панина Т. И. Ритуальное задабривание духа болезни в контексте удмуртской этномедицины // Традиционная культура. 2013. № 1. С. 42-50.
18. Первухин Н. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888. Эскиз I: Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях.
19. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа. 2006.
20. Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа, 2008.
21. Садиков Р. Р., Хафиз К. Х. Религиозные верования и обряды удмуртов Пермской и Уфимской губерний в начале XX века: (экспедиционные материалы Уно Хольмберга). Уфа, 2010.
22. Смирнов И. Н. Приложение // Смирнов И. Н. Вотяки: Историко-этнографический очерк. Казань, 1890.
23. Смирнов И. Н. Вотяки: Историко-этнографический очерк. Казань, 1890.
24. Тронина И. А. Жанры и образы удмуртской мифологической прозы: Выпускная квалификационная работа / Науч. рук. Т. Г. Владыкина. Ижевск, 2007.
25. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.
26. Яшин Д. А. Общие мотивы в сказках пермских и тюркоязычных народов // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1974. Вып. 1. С. 63-68.
27. Munkácsi B. Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Helsinki, 1952.
28. Napolskikh V. V. Proto-Uralic world picture: a reconstruction // Northern Religious and Shamanism (Ethnologica Uralica, 3). Budapest-Helsinki, 1992.
29. Wichmann Y. Wotjakische Chrestomathie mit Glossar. Helsingfors, 1901.
30. РФ НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 762. Тетр. 11. Л. 5.
31. ФА УдГУ. ФЭ-1982. Тетр. 5. С. 68.
32. ФА УдГУ. ФЭ-1982. Якшур-Бодьинский р-он. Тетр. № 2, С. 50-51.
33. ФА УдГУ. ФЭ-1984. Алнашский р-он. Тетр. № 3, С. 48.
34. ФА УдГУ. ФЭ-1985. Алнашский р-он. Тетр. № 1, С. 57.
35. ФА УдГУ. ФЭ-1986. Вавожский р-он. Тетр. № 2, С. 42.
36. ФДА УдГУ. ДЭ-1988. Игринский р-он. Тетр. 2. С. 39-40.
37. ПМА: Корепанова Глафира Лукьяновна, 1931 г. р., удм., урож. д. Селигурт Игринского р-на, в д. Сеп живет с 1959 г., обр. 6 кл.
38. ПМА: Пчеловодова Ирина Вячеславовна, 1978 г. р., удм., урож. д. Новый Утчан Алнашского р-на, в г. Ижевске живет с 2003 г., обр. высш.
Поступила в редакцию 2015-11-20
Опубликована 2015-12-25
Раздел
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Страницы
59-67