ПЕРСОНАЖИ БАЛТИЙСКОГО И РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ВЕПССКОМ МИФОЛОГИЧЕСКОМ ПАНТЕОНЕ

  • Ирина Юрьевна Винокурова
    • Институт языка, литературы и истории Карельского национального центра РАН
Ключевые слова: вепсы, этнокультурные контакты, вепсская мифология, религия, вепсский пантеон, верования, ритуалы

Аннотация

Главнейшим структурообразующим компонентом мифологической системы любого народа является ее пантеон, в который входят всевозможные божества, духи, существа различного происхождения, представляющие собой персонифицированные природные и социальные силы. В течение длительного времени своего существования пантеон подвергается влиянию различных факторов религиозного и этнокультурного характера. В пантеон, например, привносятся новые образы, которые часто затрагивают не весь этнос, а отдельные его части; при этом некоторые из них берут на себя функции более старых. Эти сложные ментальные процессы были характерны и для вепсского пантеона, дожившего до нашего времени в виде фрагментов разной степени сохранности и с неравномерным христианизированным налетом. В статье рассматриваются некоторые заимствованные образы вепсского мифологического пантеона, один из которых ( kühärō, kaharō ), как показало проведенное исследование, имеет балтийское происхождение, а остальные - русское.

Литература

1. Власова М. Н. Русские суеверия. СПб., 1998.
2. Винокурова И. Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX - начало XX в.). СПб., 1994. 124 с.
3. Винокурова И. Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции). Петрозаводск, 2006. 448 с.
4. Зайцева М. И., Муллонен М. И. Образцы вепсской речи. Л., 1969. 296 с.
5. Зайцева М. И., Муллонен М. И. Словарь вепсского языка. Л., 1972. 745 с.
6. Киселев А. А. Техника в чухарском быту. Описание постройки и жилища. Народная медицина (Тихвинский у. Новгородской губ.). 1922 // РЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 37. 89 л.
7. Крегждис Р. Прусс. Curche: этимология теонима, функции божества; проблематика установления культовых соответствий на почве обрядовой традиции восточно-балтийских, славянских и других индоевропейских народов // Studia mythologica Slavica. 2009. Vol. 12. C. 249-320.
8. Майков Л. Великорусские заклинания. СПб., 1869. 164 c.
9. Топоров В. Н. Заметки по балтийской мифологии // Балто-славянский сборник. М., 1972. С. 289-314.
10. Хафизова Л. Р. Бука как персонаж детского фольклора // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М.: Индрик, 2000. С. 198-211.
11. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. 167 с.
12. Kettunen L. Matkamuistelmia Vepsän perukoilta // Virittäjä. Kotikielen Seuran aikakauslehti. Helsinki, 1918. S. 38-62, 95-104.
13. Kettunen L. Tähelepanekuid vepslaste mütoloogiast // Eesti Kirjandus. 1925. № 9. lk. 365-372.
14. Turunen A. Über die Volksdichtung und Mythologie der Wepsen // Studia Fennica. Vol. 6. Helsinki, MEML II, 1956. S. 169-204.
15. Полевые материалы автора. 1998.
16. Полевые материалы автора. 2011.
Поступила в редакцию 2015-02-11
Опубликована 2015-04-24
Раздел
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Страницы
41-47