РАСПРАВЫ НАД КОЛДУНАМИ В ПОВОЛЖЬЕ И ПРИБАЛТИКЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ XII-XIII вв

  • Даниил Викторович Пузанов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН
Ключевые слова: мордва, ливы, эсты, «лесной народ», славяне, ал-Гарнати, Генрих Ливонский, «охота на ведьм», колдовство, обряд обезвреживания, жертвоприношения, язычество, централизация культа, средиземноморская система, «зависимое развитие»

Аннотация

В статье анализируются сообщения ал-Гарнати об «охоте на ведьм» у «лесного народа» в Поволжье (возможно, мордва) и Генриха Ливонского о необычных расправах над католическим духовенством со стороны эстов и ливов. Отмечается, что сообщение ал-Гарнати - скорее всего пересказ субъективных мифологизированных представлений славян о соседних народах. В то же время археологические источники говорят о росте страха перед колдовством у предков мордвы исследуемого периода. Не следует слепо доверять и сообщениям Генриха Ливонского. Однако описанная ливонским хронистом попытка расправы над монахом Теодорихом имеет детальные соответствия в хрониках, которые сообщают о схожих обычаях балтийских славян. Сравнительный анализ этих сообщений позволил сделать вывод, согласно которому рассматриваемые общие для славян и ливов традиции должны были возникнуть недавно, вследствие противостояния региона христианизации. «Охота на ведьм» в таком случае вплетается в формирующийся централизованный племенной культ. При этом важную роль в этих процессах играют не только вертикальные, но и горизонтальные связи. В письменных источниках нашла отражение попытка формирования предгосударственной идеологии в обществах, которые оказывали активное сопротивление «зависимому развитию». В целом специфика отношения к колдовству у рассмотренных народов демонстрирует общие для всего мира закономерности. Страх перед вредоносной магией актуализируется радикальными социально-политическими преобразованиями. Правда, реконструировать в какие конкретные формы у «лесного народа» ал-Гарнати этот страх выплескивался, проблематично. Более информативные сообщения Генриха Ливонского представляют особую ценность, потому что могут отражать традиции, характерные для конкретного времени-пространства.

Литература

1. АХГ - Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Пер. с араб. вступ. ст. и примеч. О. Г. Большакова, историч. коммент. А. Л. Монгайта. М.: Наука, 1971. 188 с.
2. ГЛХЛ - Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Введ., пер. и коммент. С. А. Аннинского, предисл. В. А. Быстрянского. М.; Л.: АН СССР, 1938. XV. 610 с.
3. Голдина Р. Д., Кананин В. А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 216 с.
4. Гуревич А. Я. Ведьма в деревне и перед судом (народная и ученая традиция в понимании магии) // Языки культуры и проблемы переводимости / Отв. ред. Б. А. Успенский. М.: Наука, 1987. С. 12-46.
5. Зубов Н. И. Научные фантомы славянского Олимпа // Живая старина. 1995. № 3(7). С. 46-48.
6. Иванова-Бучатская Ю. В. Plattes Land: Символы Северной Германии (cлавяно-германский этнокультурный синтез в междуречье Эльбы и Одера). СПб.: Наука, 2006. 226 с.
7. ЛЛ - Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.
8. МНМ - Мифы народов мира / Глав. ред. С. А. Токарев. М.: Большая Росс. энц., 2000. Т. 2. 720 с.
9. Мокшин Н. Ф. Мордва в эпоху раннего феодализма (до XIII в.) // Мордва: Историко-культурные очерки / Отв. ред. В. А. Балашов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. С. 39-43.
10. Монгайт А. Л. Абу Хамид Ал-Гарнати и его путешествие в русские земли 1150-1153 гг. // История СССР. 1959. № 1. С. 169-181.
11. Осипова Т. В. Погребения с разрушенными костяками в средневековых могильниках Окско-Сурского междуречья: дисс.. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. Пенза, 2006. 250 с.
12. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М.: Астрель; АСТ; Транзиткнига, 2005. 463 с.
13. Полин С. В. Об ограблении скифских курганов в северном Причерноморье // Археологія і давня історія України. 2017. Вип. 2 (23). С. 527-535.
14. Потапкин И. И. Колдуны и колдовство в поверьях и суевериях мордвы // Грамота. 2017. № 8 (82). C. 159-162.
15. Пузанов Д. В. Охота на ведьм в Восточной Европе IX-XIII вв.: антропология явления // Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН). 2016. Т. 28. № 6. С. 153-158.
16. Пузанов Д. В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX-XIII вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 480 с.
17. СГДД - Саксон Грамматик. Деяния данов: в 2 т. / Пер. с лат. яз. и комм. А. С. Досаева, под. ред. И. А. Настенко. М.: СПСЛ; Русская панорама, 2017. Т. 2: Книги XI-XVI. 616 с.
18. ССКЗ - Снорри Стурлусон. Круг земной / Отв. ред. М. И. Стеблин-Каменский. М.: Ладомир; Наука, 1995. 690 с.
19. СХ - Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники / ред.-сост. И. А. Настенко. М.: СПСЛ; Русская панорама, 2011. 584 с.
20. ТМХ - Титмар Мерзебургский. Хроника. М.: SPSL; Русская панорама, 2005. 256 с.
21. Туюнен С. В. К вопросу о прародине огня в карело-финских заговорах // Фольклористика Карелии. 1995. Вып. 9. С. 109-117.
22. Флёров В. С. Аланы центрального Предкавказья V-VIII веков: обряд обезвреживания погребенных. М.: Полимедиа, 2000. 164 с.
23. Флёров В. С. Обряд обезвреживания погребенных Хазарии на археологическом фоне Восточной Европы I тыс. н.э. // Степи Европы в эпоху средневековья / Гл. ред. Евглевский А. В. Донецк: ДонГУ, 2005. Т. 4: Хазарское время. С. 383-406.
24. Флёров В. С. Погребальные обряды на севере Хазарии (Маяцкий могильник). Волгоград: Перемена, ВГПИ, 1993. 144 с.
25. Флёров В. С. Розыскания по обряду обезвреживания погребенных в раннесредневековой Восточной Европе // Степи Европы в эпоху средневековья / Гл. ред. А. В. Евглевский. Донецк: ДонГУ, 2000а. Т. 1. С. 55-74.
26. Христофорова О. Б. Антропологические подходы к изучению феномена колдовства // Пространство колдовства / Сост. О. Б. Христофорова; отв. ред. С. Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2010. С. 1-37. URL.: http://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova13.pdf. (дата обращ. 27 августа 2018).
27. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 304 с.
28. Amin S. Eurocentrism. Modernity, Religion, and Democracy. A Critique of Eurocentrism and Culturalism / Translated by R. Moore and J. Membrez. N.Y.: Monthly Review Press, 2009. 290 p.
29. HDVO - Herbordi Dialogus de vita Ottonis episcopi Babenbergensis. Hannoverae: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1868. 166 p.
30. Modzelewski K. Barbarzyńska Europa. Warszawa: Iskry, 2004. 519 s.
Поступила в редакцию 2018-07-12
Опубликована 2018-12-25
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
88-100