ТРАДИЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ: БАЛТО-ФИННО-УГОРСКИЙ И ТЮРКО-СЛАВЯНСКИЙ АСПЕКТЫ

  • Игорь Владимирович Мациевский
    • Российский институт истории искусств
Ключевые слова: традиционный инструментализм, этническая история, реликты этнических традиций, физическая и биологическая музыка, архаические формы функционирования, тюрко-славянский, балто-финно-угорский

Аннотация

Традиционная инструментальная музыкальная культура прошла огромный путь эволюции: от простейших синкретических форм палеолита до специализированных форм реализации рафинированных творений профессионального искусства. Проявления древнейших форм музыкального искусства встречаются вплоть до настоящего времени. Среди них - звуковые комплексы живой и неживой природы, существующие за сотни миллионов лет до появления человека на Земле. Эоловы арфы и лиры, приспособленные человеком готовые звуковые орудия (флейты полых растений и птичьих костей, каменные барабаны и погремушки, морские раковины), а также специально изготовленные их имитации (типа бычьего рева, жужжалки, вращаемой завывалки и т.п. свободных аэрофонов) и поныне у ряда народов применяются как в архаических формах функционирования (магические акции, изгнание злого духа, устрашение диких зверей и отгон их от стада, приманивание животных при охоте, обрядовая практика и т.д.), так и в музыкальной терапии, детских забавах, игровом музицировании . Связи с физической, биологической музыкой и ее «орудиями» древнейших песен, наигрышей и музыкальных инструментов дают геоантропологическое обоснование многих, не обусловленных иными (стадиальными или миграционными) трактовками, сходных явлений в различных этнических культурах народов мира - как в инструментарии, так и по музыкальной стилистике (ритмике, строе, звукорядах, мелодике, структуре) традиционных наигрышей и связанных с ними песен, шествий и танцев.

Литература

1. Аблова А. Звонковый камень. Новые аспекты инструментоведения // Вопросы инструментоведения. СПб., 1993. С. 85-87.
2. Аманов Б. Терминология как «знак» культуры // Советская музыка. 1985. № 7. С. 71-74.
3. Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-пресс, 2002. 544 с.
4. Бахман В. Среднеазиатские источники о родине смычковых инструментов // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1973. С. 348-373.
5. Богданов И. А. Изучение традиционных музыкальных систем инструментария и педагогики малочисленных уральских народов // Вопросы инструментоведения. СПб.: РИИИ, 1993. С. 54-59.
6. Бродский (Богданов) И. О народных музыкальных инструментах и инструментальной музыке Дальнего Востока РСФСР // Теоретические проблемы народной инструментальной музыки. М.: СК РСФСР, 1974. С. 156-162.
7. Булатова Д. Вопросы становления смычковой культуры и древние тюрки // Десята конференція дослідників народної музики червоноруських (галицько-володимирських) та суміжних земель: Збірка статей і матеріалів на пошану професора Богдана Луканюка / ред.-упор. Ю. Рибак. Львів: ЛНМА ім. М. Лисенка, 2017. С. 225-230.
8. Галайская Р. Б. Опыт исследования древнерусских гуслей в связи с финно-угорской проблематикой // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. - Таллин: Союз композиторов Эстонии, 1980. С. 21-80.
9. Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов.композитор. 1971. 304 с.
10. Дагістарычныя блуканні: Літва і Жамойць // ЛІМ, 7-24 V 1993.
11. Елеманова С. А. Казахское традиционное песенное искусство. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. 192 с.
12. Жолодасова Н. К. Казахско-башкирские флейтовые аэрофоны // Музыкальное искусство: Наука и образование: Сб. науч. трудов. Астана: КазНам, 2004. С. 170-174.
13. Зеленский Ю. Кипчаки в Подолье и Предкавказье в XI-XIV вв. // Тюркские кочевники Евразии (кимаки, кипчаки, половцы…): Сб. статей. Сер. «Тюркские племена и государства Евразиив древности и в средние века». Вып. 2. Казань: Изд. «Ихлас», 2013. С. 37-47.
14. Зелинский Р. Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. Т. 4: Инструментальная музыка. Уфа: Гилем, 2003. 234 с.
15. Зелинский Р. Ф. О влиянии русской военной музыки на традиционное инструментальное творчество башкир // Вопросы инструментоведения. СПб., 1995. Вып. 2. С. 42-44.
16. Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. 224 с.
17. Ихтисамов Х. К проблеме сравнительного изучения двухголосного гортанного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. статей и материалов / Ред.-сост. И. В. Мациевский. В 2-х ч. Ч. 2. М.: Сов. композитор, 1987. С. 197-216.
18. Кибирова С. Н. Музыкальные инструменты уйгуров: Дисс. … канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, ЛОЛГК, 1988. 228 с.
19. Кунанбаева А. Жанровая система казахского музыкального эпоса. Опыт обоснования // Музыка эпоса. Йошкар-Ола, 1989. С. 82-112.
20. Кыргыз З. К. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев: Дисс. … д-ра искусствоведения. Новосибирск: НГК, 2007.
21. Ласкоў І. Племя пяці родаў. Летапісная Літва: сваяцтва і лёс // Літаратура і мастацтва (ЛІМ), 18 VIII 1989.
22. Луканюк Б. Диференціальний принцип тактування: Методичні рекомендації до курсу «Музично-етнографічна документація». Львів: ЛНМА, 1994. 40 с.
23. Мараев В. Н. Построение генеалогии музыкального инструмента. Метод вычитания признаков // Ялкала: материалы научной конференции. СПб.: Ялкала, 1998. С. 3-16.
24. Мациевский И. О финно-угорских реликтах и параллелях в русской народной инструментальной музыке // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин: Союз композиторов Эстонии, 1980. С. 9-20.
25. Мациевский И. Субстратные явления в традиционном инструментализме восточных славян и балтов // Tradicija ir dabartis. Klaipėda: Klaipėdos universitetas, 2003. P. 35-49.
26. Мациевский И. В. В пространстве музыки. Т. 2. СПб.: РИИИ, 2013.
27. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы: Дайк-Пресс, 2007.
28. Мациевский И. В. Об этнокультурных факторах стилевой спецификации: путями М. П. Мусоргского // Истоки. Истина. Искусство: Сб. статей и материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения М. П. Мусоргского / Ред-сост. О. В. Колганова; отв. ред. И. В. Мациевский. СПб.-Великие Луки: РИИИ, 2015. С. 27-33.
29. Мациевский И. В. Сольное пение в традиционной культуре и актуальные проблемы его постижения // К 100-летию Л. Л. Христиансена: Сб. науч. ст. по материалам III Всеросс. науч. чтений, посвящ. Л. Л. Христиансену / Науч. ред. А. С. Ярешко. Саратов: Саратовская госуд. консерватория им. Л. В. Собинова, 2011. С. 52-67.
30. Мациевский И. В. Традиционное пение сегодня: проблемы исполнительства // Памяти Л. Л. Христиансена (Сб. статей). М.: Издательство «Композитор», 2010. С. 54-58.
31. Мациевский И. В. Художественный текст в этнической музыке // История, теория и практика фольклора: Сб. науч. статей по материалам IV Всеросс. науч. чтений памяти Л. Л. Христиансена / Ред.-сост. А. А. Михайлова. Саратов: Саратовская госуд. консерватория им. Л. В. Собинова, 2013. С. 52-56.(2)
32. Мацієвський І. Відображення світобудови в музиці та просторовому мистецтві номадичних культур // Десята конференція дослідників народної музики червоноруських (галицько-володимирських) та суміжних земель: Збірка статей і матеріалів на пошану професора Богдана Луканюка / ред.-упор. Ю. Рибак. Львів: ЛНМА ім. М. Лисенка, 2017. С. 65-86.
33. Мацієвський І. Про дводільний принцип композиції в гуцульській народно-інструментальній музиці // Українське музикознавство. Київ: Музична Україна, 1969. Т. 5. С. 117-133.
34. Музыкальные инструменты Китая. Иллюстрированный очерк. Авторизованный перевод с китайского под ред. и дополнен. И. З. Алендера. М.: Музгиз, 1958.
35. Мукышев Т. Сыбызгы сазы. Музкалык білім беретін оку орындарына арналган оку куралы. Алматы: Өнер, 2005. 80 б.
36. Мухамбетова А. Казахский кюй (очерки истории, теории, естетики). Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 206 с.
37. Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья // Материалы и исследования по археологии СССР, № 18. М., 1950. С. 396-398.
38. Омарова Г. Казахская кобызовая традиция: Автореф. дис…. канд. иск. Л.: ЛОЛГК, 1989.
39. Осипов А. Миграция, адаптация и интеграция кочевников в оседлом обществе: сравнительный анализ перехода половцев к оседлому образу жизни в Галицкой Руси и Венгерском королевстве в XIII-XV вв. // Тюркские кочевники Евразии (кимаки, кипчаки, половцы…): Сб. статей. Сер. «Тюркские племена и государства Евразиив древности и в средние века». Вып. 2. Казань: Изд. «Ихлас», 2013. С. 122-174.
40. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1946. 365 с.; изд. 2-е, 1986. 368 с.
41. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. 244 с.
42. Руднева А. В. Курские танки и карагоды. М.: Музыка, 1975.
43. Садоков Р. Л. Музыкальные инструменты древнего Хорезма в памятниках изобразительного искусства. М.: Сов. композитор, 1969.
44. Садоков Р. Л. Тысяча осколков золотого саза. М.: Сов. композитор, 1971. 169 с.
45. Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. 168 с.
46. Субаналиев С. Традиционная инструментальная музыка и инструментарий кыргызов: Учеб. пос. Бишкек: Учкун, 2003. 350 с.
47. Субаналиев С. С. Киргизские музыкальные инструменты. Фрунзе, 1986.
48. Тавлай Г. В. Плачевая формула в творчестве М. П. Мусоргского // М. П. Мусоргский: Истоки. Истина. Искусство: Сб. статей и материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения М. П. Мусоргского / Ред-сост. О. В. Колганова; отв. ред. И. В. Мациевский. СПб.-Великие Луки: РИИИ, 2015. С. 34-59.
49. Тахалов С. Проблемы исполнения и нотной записи узбекской и таджикской традиционной инструментальной музыки: Автореф. дисс. … канд.искусствоведения. Ташкент: ИИ им. Хамзы, 1987. 24 с.
50. Токтаган А. А. Циклические формы в традиционной казахской инструментальной музыке (на примере домрового кия «Байжума» // Вестник культуры и искусства. 2 (50), 2017. С. 146-151.
51. Толеубаев А. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата, 1991.
52. Усманова А. Р. Музыкально-фольклорные параллели татар Астраханской области и тюркских групп кыпчакского происхождения // Наука о музыке. Слово молодых ученых: сб. материалов I Всеросс. конкурса науч. раб. мол. уч. в обл. муз. искусства / Ред. М. В.Семенова. Казань: Изд. Казанской госуд. консерватории, 2004. С. 481-512.
53. Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка. Ашхабад: Туркменистан, 1979. 384 с.
54. Утегалиева С. И. Хордофоны Центральной Азии // Музыкальное искусство: Наука и образование: Сб. науч. трудов. Астана: КазНам, 2004. С. 130-140.
55. Хоткевич Г. Музичні інструменти українського народу. 2-га редакція. Харків: Вид. Савчук О.О., 2012. 512 с.; 202 іл.
56. Шегебаев П. Жанровые особенности кия «Науыскы» (комическое в домбровой музыке) // Инструментальная музика казахского народа. Алма-Ата: Өнер, 1985. С. 94-104.
57. Шегебаев П. История казахской инструментальной музыки XIX века: Уч. пос. Астана: КазНУИ, 2009.
58. Шейченко М. Н. Об одной народной песне в записи М. П. Мусоргского // М. П. Му-соргский: Истоки. Истина. Искусство: Сб. статей и материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения М. П. Мусоргского / Ред-сост. О. В. Колганова; отв. ред. И. В. Мациевский. СПб.-Великие Луки: РИИИ, 2015. С. 60-80.
59. Czekanowska A. Kulture muzycze Azji. Kraków: PWM, 1981. 452 s.
60. Emsheimer E. Ein finno-ugrischer Flötentypus // Beiträge zur Sprachwissenschaft, 5. Bеrlin, 1965.
61. Emsheimer E. Ein finno-ugrischer Flötentypus? // Beiträge zur Sprachwissenschaft, Volkskunde und Literaturforschung. Berlin: Veröffentlichungen der Sprachwissenschaftlichen Komission. Bd. 2, 1963. S. 78-86.
62. Emsheimer E. Studia ethnomusicologica eurasiatica. Stockholm: Musikhistoriska Museet, 1964. 108 s.
63. Hoerburger F. Musica vulgaris. Lebensgesetze der instrumentalen Volksmusik. Erlangen-Nürnberg: Universitätsbund, 1966. 104 s.
64. Karomatov F. Uzbek Instrumental Music // Asian Music. Vol. XV. N.-Y.: University Press. 1983. Pр. 11-53.
65. Leng L. Slovenské l’udové hudobné nástroje. Bratislava, 1959.
66. Mačák I. Stratigrafie der Volks-Streichinstrumente im Karpatengebiet und auf dem Balkan // Stratigrafische Probleme der Volksmusik in den Karpaten und auf dem Balkan. Bratislava: Vega, 1981. S. 285-298.
67. Macijewski I. Muzyka huculska w kontekście międzykulturowym // Huculi, Bojkowie, Lemkowie - tradycja i współczesność / Red. J, Cząstka-Kłapyta. Kraków: Biblioteka górska, 2008. S. 43-64.
68. Maziewski / Macijewski I. Zum Programmcharakter in instrumentaler Volksmusik // Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin: 1972. Jg. 14. S. 63-76.
69. Sachs C. The History of Musical Instruments. New York, 1940 / Repr.: Historia instrumentów muzycznych. Warszawa: PWM, 1975. 556 s.
70. Sárosi B. Die Volksmusikinstrumente Ungarns. Leipzig, 1967.
71. Szőke P. A zene eredete és három világa: Az élеt előtti, az állati és az emberi lét szintjén. Budapest: Magvető, 1982. 205 ol.
72. Vyžintas A. Lietuvių tradiciniai instrumentiniai ansambliai: istorinė - struktūrinė - funkcinė problematika. Klaipėda: Klaipėdos universitetas, 2006.
73. Žarskienė R. Skudučiai ir jū giminaičiai. Vilnius: LMA, 1993.
Поступила в редакцию 2018-08-14
Опубликована 2018-12-25
Раздел
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
Страницы
141-160