ФЭНТЕЗИ И РЕАЛЬНОСТЬ: О САКРАЛЬНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИЖЕВСКА (ПО ПРОЧТЕНИИ РАССКАЗА Е. МИННИГАРАЕВОЙ)

  • Татьяна Рудольфовна Душенкова
    • Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН
Ключевые слова: литературная интерпретация, современная литература Удмуртии, фэнтези, сакральное место, негативный локус, символ, артефакт, интертекстуальные связи, декодирование, поэтика имени

Аннотация

В статье речь идет о литературной интерпретации мифа/легенды о древнем кладбище праудмуртов, которая расходится с археологическими исследованиями. Благодаря художественному вымыслу Е. Миннигараевой мистическое пространство Ижевска обретает новые ракурсы и новые символы. Бурное обсуждение темы рассказа по выходе книги в 2016 г. говорит о том, что оно не осталось незамеченным, и всколыхнуло целую волну интереса к истории Ижевска, Ижевского могильника, мистическим местам и т. п. Рассказ-фэнтези «раскрывает» интересное прошлое территории, на которой расположен современный Ижевск, и при этом вновь культивируется миф о негативных локусах столицы. Автор, добавляя артефакты, делает текст многослойным. Передача сакральной закодированной информации (или знания) происходит через камушек, внешне ничем неприметный. Серый (черный) камень становится символом древнего знания и тайны, передаваемой через молодых женщин и девушек. Плата - утрата внешней красоты и молодости, и, возможно, обретение мудрости. Безумие, в которое погружаются обладательницы камушка, попытки избавиться от него, избранность - все эти и другие вопросы глубоко волнуют каждую из представительниц слабого пола, волею судьбы или какой-то нелепой случайности, ставших хозяйками артефакта. Главная героиня рассказа Анна оказывается в затруднительном положении. «Истина» ускользает от нее, а сама она ждет чуда, которого не происходит. Возможно, смирение и здравый смысл дадут ей шанс выжить и разгадать страшную тайну, скрытую под слоем столетий. Интертекстуальные связи усиливают эффект догадки. Ассоциации и культурные знания заставляют читателя расшифровывать прочитанную информацию.

Литература

1. Арзамазов А. А. Удмуртская поэзия второй половины 1970 - начала 2010-х годов: человек, природа, город. Ижевск: Инст-т компьют. исслед., 2015. 336 с.
2. Бажовская энциклопедия. Екатеринбург: Изд. дом «Сократ», 2007. 640 с.
3. Вайль П. Гений места. М.: Corpus, 2010. 660 с.
4. Владыкина Т. Г. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре // Удмуртская мифология. Ижевск, 2003. С. 97-102.
5. Владыкина Т. Г., Глухова Г.А. Ар-год берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011. 320 с.
6. Генинг В. Ф. Ижевский могильник IV-V вв. // Вопросы археологии Урала. 1967. Вып. 7. С. 123-140.
7. Душенкова Т. Р. Барби и Американская мечта // Инвожо. 2015. № 4. С. 23-26.
8. Душенкова Т. Р. Неомифологизм в удмуртской поэзии середины 1990-х годов: Очерк поэтической интерпретации. Ижевск, 2013. 168 с.
9. Евстигнеева-Зинчук Т. Д. Тайный шифр женских сказок. СПб., 2015. 160 с.
10. Зарифуллин П. Русская сакральная география: Статьи, эссе. СПб.: Лимбрус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2015. 448 с.
11. Захаров П. Фантастикаез гожтон амалъёс // Инвожо. 2004. № 1/2. C. 4-9.
12. Лахманн Р. Дискурсы фантастического. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 384 с.
13. Миннигараева Е. Из // Удмурт дунне. 2012-тӥ ар. 13 инвожо. 5-7 б.
14. Миннигараева Е. Сьӧд сюлык: веросъёс, повесть, фэнтези, детектив. Ижевск: Удмуртия, 2016. 144 б.
15. Мистический Ижевск // Известия Удмуртской Республики. 2016. № 001 (4426). 20 янв. [Эл. ресурс]. URL: http://www.izvestiaur.ru/culture/11366601.html (дата обращения: 10.10.2018).
16. Останина Т. И. Два памятника мазунинской культуры в центральной Удмуртии // Поиски, исследования, открытия. Ижевск: Удмуртия, 1984. С. 26-92.
17. Останина Т. И. Ижевский могильник. Погребальный обряд, социальная структура общества // Удмуртия: новые исследования. Ижевск: Удмуртия, 1990. С. 31-47.
18. Останина Т. И. Раскопки археолога // Удмуртская правда. 1975. 26 сент. С. 4.
19. Панина Т. И. Слово и ритуал в народной медицине удмуртов. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 2014. 240 с.
20. Роднов Л. Русская легенда. Энциклопедия русского духа. Поэма. Ижевск: ERGO, 2007. 346 с.
21. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5-ти т. Т. 2. Д-К. М.: Международные отношения, 1999. 702 с.
22. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу // НЛО. 2010. № 105/5. С. 330-333.
23. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Изд. Группа «Прогресс» - «Культура», 1995. 624 с.
24. Фрумкин К. Г. Философия и психология фантастики. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 240 с.
25. Харитонова Н. «Потустороннее в наши дни». Категория страха в поэтике неофантастического испанского рассказа // Вопросы литературы. 2012. Июль-август. С. 313-337.
26. Шумилов Е. Город на Иже. - Ижевск: Удмуртия, 1990. 608 с.
27. Шумилова А. Вань-а фантастика удмурт литератураын? // Удмурт дунне. 2013 ар. 19 шуркынмон (ноябрь). 8 б.
28. Шутова Н. И. Камень на средневековых святилищах Камско-Вятского региона // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 1. С. 115-120.
29. Шутова Н. И. Сакральное пространство народов Камско-Вятского региона: основные итоги, подходы и методы изучения // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. Вып. 2. С. 133-149.
30. Эстес К.-П. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказках. СПб.: София, 2006. 448 с.
Поступила в редакцию 2018-10-18
Опубликована 2019-03-25
Раздел
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы
52-62