ТЕМА ДЕТСТВА И ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Т. ПАККАЛЫ И А. П. ЧЕХОВА
Аннотация
Книги о детях, которые трудно назвать детскими, хотя главными персонажами в них являются дети, неизменно вызывают читательский интерес. Они раскрывают их внутренний мир, отношение к окружающей действительности, проблему отношений детей и взрослых. Литература о детях представлена практически во всех национальных письменных культурах, однако история обращения к ней обусловлена разными причинами социально-общественного развития, причинами религиозного и морально-этического характера. В статье автор обращается к художественной литературе вт. пол. XIX в., к творчеству финского писателя Теуво Паккалы и проводит аналогии с творчеством русского писателя А. П. Чехова. Паккала первым в истории финской литературы обратился к теме детского мироощущения в контексте восприятия взрослых. Мир ребенка и мир взрослого чаще всего находятся в антагонистических отношениях, которые проявляются в восприятии действительности и в отношении к ней. Эти миры существуют в параллельных пространствах. Пересечение этих миров происходит чаще всего в воспоминаниях взрослого человека о своем детстве. Оба писателя видят в ребенке личность, а не объект воспитания. Герои Паккалы чаще всего действуют коллективно. Ребенок окружен сверстниками. Персонажи Чехова действуют в одиночку, в изоляции от ровесников. Им трудно отстаивать свое право на существование и на свою жизненную позицию. Чеховские персонажи чаще всего становятся объектом социального или семейного насилия, деспотизма, жертвой самоутверждения взрослых. В новеллах Паккалы доминирует позитивная динамика развития отношений между детьми и взрослыми: дети могут воздействовать на мир взрослого. Интересна работа писателя над языком и стилем произведения. Финский писатель Паккала для стилизации детской речи меняет синтаксическую структуру предложения, показывая непосредственность и живость детской речи, придумывает смешные слова, которыми дети, например, наделяют своих «победителей». Героя рассказов Чехова замкнуты в себе. Их внутренняя монологическая речь обращена в себя и мало похожа на детскую.
Литература
- Бобина Т. О. Современная детско-подростковая литература: темы, жанры, приемы. Челяб. гос. академия культуры и искусств. Челябинск, 2013. 191 с. (Академический проект).
- Петров С. А. «Современная русская детская литература – миф или реальность?» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 1. С. 66–78.
- Путилова Е. О. Золотых ступенек ряд. Книга о детстве и книги детства. М.: Дом детской книги, 2015. 312 с.
- Хеллман Б. Сказка и быль: История русской детской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 560 c.
- Aunio L. Lapsikuva Teuvo Pakkalan novellikokoelmissa Lapsia ja Pikku ihmisiä. Pro gradu – työ. Helsinki, Helsingin yliopisto, 2018. 72 s.
- Huhtala G., Loivamaa L. Pieni suuri maailma. Suomalaisen lasten- ja nuortenkirjallisuuden historia. Helsinki, Tammi, 2003. 325 s.
- Kuivasmäki R. ”Lainalla täytyy alottaa” – nuorisokirjallisuuden suomennokset. Suomennoskirjallisuuden historia I. Toim. H. K. Riikonen, U. Kovala, P. Kujamäki, O. Paloposki. Suomalaisen kirjallisuuden Seura. Helsinki, 2007. S. 280–302.
- Pakkala T. Pikku ihmisiä. Suomalaisen kirjallisuuden seura, Helsinki, 1999. 188 s.
- Suomen kirjallisuushistoria. Hurskaista lauluista ilostelevaan romaaniin. Toim. Yrjö Varpio ja Liisi Huhtala. Suomalaisen kirjallisuuden Seura. Helsinki, 1999. 391 s.
- Suomennoskirjallisuuden historia I. Toim. H. K. Riikonen, U. Kovala, P. Kujamäki, O. Paloposki. Suomalaisen kirjallisuuden Seura. Helsinki, 2007. 697 s.
Опубликована 2019-06-25