ТЕМА ДЕТСТВА И ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Т. ПАККАЛЫ И А. П. ЧЕХОВА

  • Надежда Станиславовна Братчикова
    • ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: рассказы о детях, русская и финская литература вт. пол. XIX в, персонажи детей, национальное самосознание

Аннотация

Книги о детях, которые трудно назвать детскими, хотя главными персонажами в них являются дети, неизменно вызывают читательский интерес. Они раскрывают их внутренний мир, отношение к окружающей действительности, проблему отношений детей и взрослых. Литература о детях представлена практически во всех национальных письменных культурах, однако история обращения к ней обусловлена разными причинами социально-общественного развития, причинами религиозного и морально-этического характера. В статье автор обращается к художественной литературе вт. пол. XIX в., к творчеству финского писателя Теуво Паккалы и проводит аналогии с творчеством русского писателя А. П. Чехова. Паккала первым в истории финской литературы обратился к теме детского мироощущения в контексте восприятия взрослых. Мир ребенка и мир взрослого чаще всего находятся в антагонистических отношениях, которые проявляются в восприятии действительности и в отношении к ней. Эти миры существуют в параллельных пространствах. Пересечение этих миров происходит чаще всего в воспоминаниях взрослого человека о своем детстве. Оба писателя видят в ребенке личность, а не объект воспитания. Герои Паккалы чаще всего действуют коллективно. Ребенок окружен сверстниками. Персонажи Чехова действуют в одиночку, в изоляции от ровесников. Им трудно отстаивать свое право на существование и на свою жизненную позицию. Чеховские персонажи чаще всего становятся объектом социального или семейного насилия, деспотизма, жертвой самоутверждения взрослых. В новеллах Паккалы доминирует позитивная динамика развития отношений между детьми и взрослыми: дети могут воздействовать на мир взрослого. Интересна работа писателя над языком и стилем произведения. Финский писатель Паккала для стилизации детской речи меняет синтаксическую структуру предложения, показывая непосредственность и живость детской речи, придумывает смешные слова, которыми дети, например, наделяют своих «победителей». Героя рассказов Чехова замкнуты в себе. Их внутренняя монологическая речь обращена в себя и мало похожа на детскую.

Литература


  1. Бобина Т. О. Современная детско-подростковая литература: темы, жанры, приемы. Челяб. гос. академия культуры и искусств. Челябинск, 2013. 191 с. (Академический проект).

  2. Петров С. А. «Современная русская детская литература – миф или реальность?» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 1. С. 66–78.

  3. Путилова Е. О. Золотых ступенек ряд. Книга о детстве и книги детства. М.: Дом детской книги, 2015. 312 с.

  4. Хеллман Б. Сказка и быль: История русской детской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 560 c.

  5. Aunio L. Lapsikuva Teuvo Pakkalan novellikokoelmissa Lapsia ja Pikku ihmisiä. Pro gradu – työ. Helsinki, Helsingin yliopisto, 2018. 72 s.

  6. Huhtala G., Loivamaa L. Pieni suuri maailma. Suomalaisen lasten- ja nuortenkirjallisuuden historia. Helsinki, Tammi, 2003. 325 s.

  7. Kuivasmäki R. ”Lainalla täytyy alottaa” – nuorisokirjallisuuden suomennokset. Suomennoskirjallisuuden historia I. Toim. H. K. Riikonen, U. Kovala, P. Kujamäki, O. Paloposki. Suomalaisen kirjallisuuden Seura. Helsinki, 2007. S. 280–302.

  8. Pakkala T. Pikku ihmisiä. Suomalaisen kirjallisuuden seura, Helsinki, 1999. 188 s.

  9. Suomen kirjallisuushistoria. Hurskaista lauluista ilostelevaan romaaniin. Toim. Yrjö Varpio ja Liisi Huhtala. Suomalaisen kirjallisuuden Seura. Helsinki, 1999. 391 s.

  10. Suomennoskirjallisuuden historia I. Toim. H. K. Riikonen, U. Kovala, P. Kujamäki, O. Paloposki. Suomalaisen kirjallisuuden Seura. Helsinki, 2007. 697 s.

Поступила в редакцию 2019-02-27
Опубликована 2019-06-25
Раздел
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы
233-247