«...КАК СВЕТ ДЛЯ ГОРНОГО РАСТЕНИЯ»: КУЗЕБАЙ ГЕРД О ЗНАЧЕНИИ И ЗАДАЧАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УДМУРТСКИХ ДЕТЕЙ

  • Ольга Ивановна Васильева
    • Центральный государственный архив УР
  • Владимир Степанович Воронцов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН
Ключевые слова: Кузебай Герд (К. П. Чайников), удмуртские просветители, Народный комиссариат просвещения, Гражданская война, голод, беспризорники, детский дом, дошкольное воспитание, родной язык, детская литература

Аннотация

В статье рассмотрена одна из малоисследованных страниц жизни Кузебая Герда (К. П. Чайникова) как педагога и организатора дошкольного воспитания удмуртских детей. На основе архивных документов показана деятельность К. Герда на посту заведующего подотделом охраны детства Удмуртского областного отдела народного образования и заведующего Вотским дошкольным детским домом № 1 имени Максима Прокопьева. Анализируются педагогические теории и методы воспитания, получившие распространение в нач. ХХ в., представлены оригинальные взгляды К. Герда на воспитание удмуртских детей. Основными требованиями к работе с детьми дошкольного возраста в этот период стали повседневное изучение, учет и исследование психофизических особенностей ребенка, опора его на естественное, «свободное» развитие, формирование самостоятельности, трудовых навыков. Большое внимание уделялось гигиене, воспитательной роли искусства, приобщению детей к исследованию окружающей среды через экскурсии и «живые наблюдения» за природой. Особое значение К. Герд придавал использованию родного языка и детской литературы в процессе воспитания и обучения удмуртских детей. К публикации приложены: заявление К. Герда в удмуртский подотдел отдела народного образования, тексты его выступлений на всероссийских съездах удмуртов - работников просвещения и социалистической культуры по вопросам дошкольного воспитания, в которых раскрываются взгляды К. Герда на природу удмуртского ребенка, значение и задачи дошкольного воспитания детей.

Литература


  1. Васильев Л. Г., Касьянова Ю. И. Благотворительная деятельность в борьбе с детской беспризорностью в 1920-е гг. (по архивным материалам Вотской автономной области) // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2012. Вып. 4. С. 114–118.

  2. Васильева О. И., Воронцов В. С. Социальная защита беспризорных детей в 1920–1930-х гг. // Социальная политика: история и современность. Ижевск, 2005. С. 119–147.

  3. Васильева О. И., Воронцов В. С. «…Неуклонно проводить реализацию вотского языка…»: документы Центрального государственного архива Удмуртской Республики о проведении национально-языковой политики в Удмуртии в 1920-е годы // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2015. Вып. 4. С. 111–127.

  4. Воронцов В. С. «…Обратить особое внимание на необходимость принятия мер к восстановлению законного по делу порядка…». К 120-летию окончания «Мултанского дела» // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10. Вып. 3. С. 88–100.

  5. Васильева О. И., Воронцов В. С. «…Провинции нужен порядок и стройная организация продовольствия»: Деятельность Глазовской городской думы в 1917 году // Центр и периферия. 2017. № 4. С. 72–81.

  6. Васильева О. И., Воронцов В. С. «Веками угнетенная раса сбрасывает оковы…»: письма удмуртской интеллигенции редакторам газет «Виль синь» и «Гудыри» (1918–1919 гг.). Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 119–130.

  7. Герд К. Вотский язык – орудие просвещения вотяков // Ижевская правда. 1921. 16 ноября.

  8. Дзюина К. Н. Удмуртская книга, 1917–1941: каталог удмуртских изданий. Ижевск, 1971. 173 с.

  9. Домокош П. История удмуртской литературы. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1993. 445 с.

  10. Ермаков Ф. К. Кузебай Герд – основоположник удмуртской детской поэзии // Вопросы истории и поэтики удмуртской литературы и фольклора. Ижевск, 1984. С. 40–50.

  11. Ермаков Ф. К. Кузебай Герд: (жизнь и творчество). Ижевск, 1996. 443 с.

  12. Зайцева Т. И., Павлова И. Ф. Кузебай Герд в становлении удмуртской детской литературы и книгоиздания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4–2. С. 39–42.

  13. Инструкция по ведению очага и детского сада // Организация детских садов в годы революции. М., 2015. С. 8–9.

  14. Как молния в ночи... К. Герд. Жизнь. Творчество. Эпоха / Сост. и лит. обработка З.А. Богомоловой. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998. 752 с.

  15. Калинин И. К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. М.: Наука, 2000. 176 с.

  16. Кельмаков В. К. К текстологии Герда. V: «Кузебай Герд и современность: материалы Международной научно-практической конференции (31 марта – 2 апреля 2008 г., г. Ижевск). Ижевск: ООО Информационно-издательский центр “Бон Анца”, 2008. 304 с.» // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. Т. 9. № 2. С. 153–160.

  17. К изучению жизни и творчества Кузебая Герда. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы, 1988. 134 с.

  18. К изучению жизни и творчества Кузебая Герда. Выпуск 3: Кузебай Герд и финно-угорский мир / Сост. и отв. ред. Ванюшев В. М. Ижевск, 2002. 176 с.

  19. Кузебай Герд (Кузьма Павлович Герд-Чайников): Жизнь и творчество: Пособие для учителей и учащихся / Авт.-сост. Ф.К. Ермаков. Ижевск: Удмуртия, 1994. 100 с.

  20. Отчет Областного Экономического Совещания Вотской автономной области (ЭКОСО) Совету Труда и Обороны на 1 октября 1922 г. Ижевск, 1922. 83 с.

  21. Павлова И. Ф. Развитие учебной книги в Удмуртии в 1917–1941 гг. // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2012. Вып. 4. С. 107–113.

  22. Старкова Г. И. Полифункциональность публикаций произведений удмуртской литературы в довоенной молодежной прессе // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2012. Вып. 4. С. 101–106.

  23. ЦГА УР. Ф.Р-103 (Удмуртский областной комитет профессионального союза работников просвещения). Оп. 1. Д. 5. Л. 25, 29;

  24. ЦГА УР. Ф.Р-103. Оп. 1. Д. 5. Л. 26, 31.

  25. ЦГА УР. Ф.Р-174 (Удмуртский областной отдел народного образования). Оп. 1. Д. 185. Л. 5 об.

  26. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 4–4 об.

  27. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 4 об, 5, 13.

  28. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 10.

  29. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 5.

  30. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 9 об.

  31. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 6 об.

  32. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 13.

  33. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 347. Л. 1.

  34. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 185. Л. 9–9 об.

  35. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 1. Д. 347. Л. 3.

  36. ЦГА УР. Ф.Р-174. Оп. 2. Д. 1079. Л. 2–5.

  37. ЦГА УР. Ф.Р-174. оп. 1. Д. 347. Л. 3

Поступила в редакцию 2019-01-25
Опубликована 2019-06-25
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
258-273