ФИННО-УГОРСКИЕ КОНТЕКСТЫ РУССКИХ БЫЛИН

  • Александр Маркович Шаронов
    • ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга»
  • Елена Александровна Шаронова
    • ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Ключевые слова: былина, эпос, героический эпос, сюжет, Русь, Чудь, Весь, Меря, Словене, Кривичи, Новгородское княжество, Белинский, Гильфердинг, Миллер, Ключевский, Пропп, Путилов

Аннотация

В статье на основании былинного материала развивается дискуссия об этническом статусе русского народа и его государства, что отчасти выражают две основные концепции в отечественной историографии: норманской и антинорманской. Былинный эпос, воспроизводящий этнические, исторические и государственные воззрения этноса на стадии его возникновения и становления, при решении данного вопроса в достаточной степени не привлекался или рассматривался односторонне и со славянофильским или норманистским уклоном. В статье в указанном ракурсе анализируются былинные сюжеты, персонажи и идеи с привлечением финно-балтского и угорского контекстов, ибо финны и балты, как о том свидетельствует «Повесть временных лет», участвовали в призвании на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора, с вокняжением которых принято обозначать начало русской государственности. География былинных сюжетов и персонажей указывает на Новгородское княжество, земли Чуди, Корелы, Веси, Мери, Словен, кривичей, - на Русский Север как место сложения героической эпической поэзии. Героическая поэзия формируется в этногенетическом ядре народности, там, где происходят идейные и социальные процессы, связанные с образованием её государственности. Сознание русского человека до сих пор ищет ответа на вопросы: кто Он? Откуда? В чём его предназначение? Кто его предки? Примечательно, что их актуальность по сравнению с XII в. (временем создания «Повести временных лет») не уменьшилась, а возросла. Отсюда постоянное присутствие в русской литературе исторического жанра, тоже пытающегося решить обозначенные проблемы. В настоящем исследовании проблема: «...откуда пошла и есть Руская земля...» - рассматривается с привлечением былин, имеющих собственную концепцию истории Руси.

Литература


  1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 5. Статьи и рецензии. 1841‒1844. 863 с.

  2. Былины: В 2 т. М.: ГИХЛ, 1958. Т. 1. 364 с.

  3. Горький А. М. О литературе: литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1953. 868 с.

  4. Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975 г. М.: Наука, 1976. 213 с.

  5. Иловайский И. Д. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. М.: Академический проект, 2015. 522 с.

  6. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М.: Мысль, 1994. Кн. 1. 572 с.

  7. Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. Курс русской истории. 430 с.

  8. Кунгуров А. А. Киевской Руси не было, или Что скрывают историки. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2011. 416 с.

  9. Макаров Н. А. Север и Юг Древней Руси в X – первой половине XIII века: факторы консолидации и обособления // Русь в IX‒XIV веках: взаимодействие Севера и Юга. М.: Наука, 2005. С. 5‒10.

  10. Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности: В 3 т. М. ‒Л.: Гос.изд-во, Т. 3. Былины и исторические песни. 368 с.

  11. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 1. 736 с.

  12. Пропп В. Я. Героический эпос. М.: Лабиринт, 2006. 620 с.

  13. Путилов Б. Н. Вступительная статья // Былины. Сборник. Л.: Советский писатель, 1986. С. 5‒46.

  14. Седов В. В. Смоленская земля // Древнерусские княжества X–XIII вв. М.: Наука, 1975. С. 240–259.

  15. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1977. Т. 1. 327 с.

  16. Фомин В. В. Пургасова Русь // Вопросы истории. 2007. № 9. С. 3–17.

  17. Чернышевский Н. Г. Рецензия на «Песни разных народов». Пер. Н. Берга // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Гослитиздат, 1949. Т. 2. С. 291–317.

  18. Шаронов А. М. Масторава. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. 496 с.

  19. Шаронова Е. А., Ингл О. П. «Калевала», «Калевипоэг», «Масторава»: эпико-исторический диалог. Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2017. 148 с.

  20. Шаронов А. М., Шаронова Е. А. О некоторых особенностях эрзянского героического эпоса // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 47–60.

  21. Шаронов А. М., Шаронова Е. А. Народ Эрзя и три русских племени: Kiijawa, Салавия, Arsaija (Ersanija) // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2018. № 2 (5). С. 52–62.

  22. Щекатов А. Словарь географический Российского государства, описывающий Азбучным порядком. М.: Университетск. тип., 1804. Ч. 3. 1238 стб.

  23. Sharonova E. A. et al. The mythological plots about the creation of the world and human beings in the erzyan epic, Mastorava // Revista de letras. Т. 56. № 1. С. 83–102.

Поступила в редакцию 2019-02-21
Опубликована 2019-06-25
Раздел
ДИСКУССИИ
Страницы
356-367