ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО КОДА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА МОРДВЫ-ЭРЗИ И МОКШИ)

  • Владимир Ильич Рогачев
    • ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
  • Елена Николаевна Ваганова
    • ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им Н. П. Огарева»
  • Ляйля Ихсановна Мингазова
    • ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет»
Ключевые слова: растительный код, сравнение, языковая картина мира, символ, фольклор

Аннотация

На примере фольклора мордвы-эрзи и мокши рассматривается один из способов категоризации действительности через растительный код культуры. Особый интерес представляют сакральный характер этого кода и механизм его корреляции с мировоззренческими представлениями человека. В процессе исследования обнаруживается их тесная связь с эстетическими ассоциациями, выработанными народной культурой в течение многих веков и закрепленные в сознании эрзи и мокши, в целом - финно-угорских народов как эталоны красоты. Описываемый фрагмент языковой картины мира представляет собой сложную систему образов, в которых отразились архаические структуры сознания, древнейшие архетипические и мифологические представления. Обширная парадигма образов, входящих в данную этнокультуру, рассматривается в контексте с системой традиционных образов у других народов Поволжья; проводятся межэтнические параллели. Предпринятая в работе реконструкция по материалам мордовского фольклора сквозь призму растительного кода культуры, помогает воссоздать особенности восприятия и понимания народом явлений действительности, обнаружить закономерные межэтнические сходства и различия.

Литература


  1. Бакиров М.  Татарский фольклор. Казань: Ихлас, 2012. 400 с.

  2. Ваганова Е. Н. Женские образы в устном народном творчестве мордовского народа (по материалам Х. Паасонена) // Актуальные проблемы общего и регионального языкознания: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 28 октября, 2008. С. 70‒78.

  3. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. 383 с.

  4. Динцесс Л. А. Древние черты в русском костюме // История древней Руси. М., Л.: Наука, 1951. Т. 2. С. 456‒491.

  5. Евсевьев М. Е. Избр. тр.: в 5 т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. Т. 2. 528 с.

  6. Зеленин Д. К. Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов // Известия АН СССР. Серия VII, 1933. № 8. С. 591‒629.

  7. Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956. 159 с.

  8. Миннуллин К. М. Растительная символика в песенной поэзии народов Поволжья и Приуралья // Ядкар. 2008. № 2. С. 107‒109.

  9. Молданова Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья: Семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 260 с.

  10. Рогачев В. И. Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор (историко-этнографические, мифологические, региональные и языковые аспекты). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. 384 с.

  11. Степанов А. Ф. Сотворение мира (О марийском язычестве в контексте возникновения и эволюции человеческого общества). Йошкар-Ола, 2003. 110 с.

  12. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. 400 с. (в тексте – УПТМН)

  13. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 6, ч. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. 471 с.

  14. Чувашев М. И., Касьянова И. А., Шуляев А. Д. Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 536 с.

  15. Центральный госархив Республики Мордовия фонд рукописный–267, оп. 1, д. 26; д. 27; д. 28; д. 48; д. 65; д. 67; (в тексте – ЦГА РМ ФР).

  16. Рукописный фонд НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия: Л–394; Л–395 (в тексте – РФ НИИГН).

Поступила в редакцию 2019-07-19
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Фольклористика
Страницы
439-445