ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЙ-ПЕСЕН УДМУРТСКОГО ПОЭТА АЙВО ИВИ

  • Алевтина Васильевна Камитова
    • Удмуртский институт истории языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН
Ключевые слова: удмуртская литература, песня, народная традиция, социокультурные условия, творческая практика

Аннотация

В статье рассматриваются особенности функционирования жанра песни в творческой практике Айво Иви. Обращение удмуртских поэтов начала XX в. к созданию литературных песен, как переделок, подражаний, перепевов и стилизации народных песен, стало привычным явлением, сыгравшим положительную роль в развитии национальной словесности. На примере творчества Айво Иви в работе выявлены характерные особенности созданных им стихотворений-песен. Определено, что его тексты представляют собой импровизацию народных песен с сохранением традиционных сюжетов, усложненную приметами времени. В отдельных случаях популярная мелодия русских песен привлекалась удмуртским поэтом для «обслуживания» своих сочинений. В выстраивании текста на основе простой фабульной линии очевиден расчет на простоту восприятия информации читателем. Установлено, что авторские песни Айво Иви выходили и за рамки книжного бытования. Резюмируется, что созданные им песенные тексты в целом складывались под влиянием социокультурных веяний и предшествующей песенно-поэтической традиции. «Народная» форма стихотворений, их адаптация под понятные неграмотному населению напевы позволяли поэту реализовать идеологические и просветительские смыслы, как способ творческой самореализации, приобщения читателя к художественному слову.

Литература

1. Айво Иви. Ижевск: Известия Удмуртской Республики. 2009. 24 с.
2. Баженов [?]. Удмурт литературалэн 1926 аре будэмез // Гудыри. 1927. № 4. С. 2.
3. Ванюшев В. М., Степанова Т. С. Жанровая синкретичность художественной прозы Г. Е. Верещагина. К проблеме генезиса удмуртской литературы // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12. № 4. С. 54-64.
4. Векшин И. Г. (Айво Иви). Шулдыр даур (туала кырӟан‘ёс). Ижевск: Удкнига, 1927. 30 б.
5. Герд К. П. Вотяцкая художественная литература // Сборник Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народов (ЛОИКФУН). 1 / Под ред. В. А. Егорова. Л., 1929. С. 19-30.
6. Голубкова А. Н. Авторская песенная поэзия как явление музыкальной культуры. К проблеме становления песенного жанра // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 3. С. 96-103.
7. Домокош П. История удмуртской литературы / Пер. с венг. В. Васовчик. Ижевск: Удмуртия, 1993. 448 с.
8. История удмуртской советской литературы: В 2 т. / Кол. авторов; ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР, НИИ при СМ УАССР. Т. 1. Устинов: Удмуртия, 1987. 252 с.
9. Нуриева И. М. Удмуртская музыкально-песенная традиция: специфика жанрообразования и функционирования: дис. … докт. искусств. Ижевск, 2014. 415 с.
10. Пчеловодова И. В.Удмуртские лирические песни: истоки и формирование традиции: дис.. канд. филол. наук. Ижевск, 2006. 276 с.
11. Рочев Ю. Г. Песни-сказки // Труды ИЯЛИ. Сыктывкар, 1976. Вып. 17: Этнография и фольклор коми. С. 44-59.
12. Серем пырыёс. Пичиесь серемес мадьёс, верос‘ёс / Люказ И. Векшин. Ижевск: Удкнига, 1927. 40 б.
13. Травина И. К. Удмуртские народные песни. Ижевск: Удмуртия, 1964. С. 183.
14. Уваров А. Н. Художественное своеобразие удмуртской сатиры. Ижевск: Удмуртия, 1979. 132 с.
15. Шкляев А. Г. На подступах к реализму. Удмуртская литература, литературное движение и критика в 1917-1934 годах. Ижевск: Удмуртия, 1979. 168 с.
Поступила в редакцию 2020-01-23
Опубликована 2020-03-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
82-87