КОШКА - СВЯЩЕННЫЙ ОБРАЗ КАЗЫМСКОЙ БОГИНИ: К ВОПРОСУ О ПЕРМСКОМ КОМПОНЕНТЕ В ХАНТЫЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

  • Татьяна Владимировна Волдина
    • БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»
  • Ирина Максимовна Молданова
    • БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»
Ключевые слова: казымские ханты, культ кошки, пермский компонент, Казымская богиня, «специальный» язык обращений с животными

Аннотация

Одним из значимых обско-угорских божеств является Казымская богиня ( Wŭt imi, Kasәm naj, Kasәm imi), её почитают не только казымские ханты, считающие её своим легендарным предком, но и другие диалектно-этнографические группы обских угров. Как и другие духи-покровители обско-угорских народов, богиня Казыма может принимать зооморфные образы, наиболее популярный из них, ассоциирующийся с богиней, - чёрная белогрудая кошка. Исследование опирается на этнографические сведения, фольклорные материалы, а также на источники по хантыйскому и коми языкознанию. Цель работы - рассмотреть данные языка и культуры, связанные с культом кошки у казымских хантов, а также сопоставить их с материалами, характеризующими образ кошки в пермских культурах: авторами дано его описание (сакральный облик животного, в который перевоплощается Казымская богиня), раскрыто семиотическое значение, проведён сравнительно-сопоставительный анализ. Интерес представляет номинация kań , предположительно происходящая из коми языка. Однако анализ хантыйско-русских словарей выявил похожую словарную единицу kɔń , káń , kań со значением ‘песец; белый зверь’ в восточных и южных диалектах хантыйского языка. Рассмотрен специальный язык, предназначенный у казымских хантов для кошек и собак, олицетворяющий собой образы божеств. Из общих угро-пермских представлений о кошке: она считается «медиумом» и способна защитить от неприятностей.

Литература

1. Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. СПб.: Издательство «Маматов», 2011. 272 с.
2. Земля Кошачьего Локотка = Кань Кунш Оԓăӈ. В. 2. / Тимофей Молданов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 242 с.
3. Земля Кошачьего Локотка = Кань Кунш Оԓăӈ. В. 3. / Тимофей Молданов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 230 с.
4. Кошкарева Н. Б., Соловар В. Н. Увты муй ўвты: Курс практической фонетики хантыйского языка (казымский диалект). Новосибирск: Гео, 2007. 178 с.
5. Краткий этимологический словарь коми языка / Авт.-сост. В. И. Лыткин, Е. С. Гуляев. М., 1970. 274 с.
6. Могутаев М. К. Хантыйско-русский словарь (васюганский диалект). Томск: Томский госпедуниверситет, 1996. 352 с.
7. Молданова Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 354 с.
8. Молданов Т., Молданова Т. Боги земли казымской. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 114 с.
9. Поющая женщина из Эхт Югана = Өхәт йухан арәӈ ими / Сост. Е. Д. Каксина. Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2014. 128 с.
10. Песни реки Казым в собрании Окружного Дома народного творчества, г. Ханты-Мансийск / Сост. Т. А. Молданов. Тюмень: Тюм. изд. дом, 2019. 244 с.
11. Рандымова Е. Н., Молданова С. П. Солнышко: кн. для доп. чтения в 3-4 кл. хант. шк. (казым. диалект): Пособие для уч-ся / ил. худож. Н. Е. Циолика. СПб.: отд. изд-ва «Просвещение», 1994. 143 с.
12. Федосеева Е. Л. Ономасиологический портрет кошки (кань) в культуре и языке коми-пермяков // Молодая филология - 2018. Человек, культура, социум: материалы конференции. Пермь: Изд-во Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2018. С. 195-201.
13. Как белка с котом жили = Хуты ԓаӈки кămи пиԓа вөсӈән (хантыйская народная сказка) / Сост., пер. на рус. язык С. Д. Дядюн. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2019. 24 с.
14. Эренбург Б. А. Загадки и мифы звериного стиля. Пермь: Сенатор, 2017. 56 с.
15. Steinitz W. Dialektologisches und etymologisches Wörterbuch der ostjakischen Sprache. Berlin: Akademie Verlag, 1966-1991. 2018 p.
16. Steinitz W. Über die Anwendung des Possessivsuffixes -en in der Liedersprache und über ein angeblich denominales Suffix -n im Ostjakischen: Ostjakologische arbeiten. B. II. Budapest: Akademial Kiado, 1976. S. 50-57.
Поступила в редакцию 2021-09-16
Опубликована 2022-03-20
Раздел
Фольклористика
Страницы
49-56