МОДЕЛИ СЕМЬИ И ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАРЕЛЬСКИХ И ФИНСКИХ КНИГАХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI вв.

  • Ольга Павловна Илюха
    • Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН
  • Юрий Геннадиевич Шикалов
    • Университет Восточной Финляндии
Ключевые слова: Карелия, Финляндия, история образования, этническая культура семьи, репрезентация, гендер, этнокультурные, социальные трансформации

Аннотация

Динамичные изменения последних десятилетий, происходящие в социуме, включая этнокультурную сферу, влияют на содержание букварей и других книг для обучения чтению. Эти специфические продукты культуры средствами родного языка формируют у детей представление о мире и вносят существенный вклад в становление этнического, гендерного и других уровней идентичности. Для анализа привлечены тексты и иллюстрации, раскрывающие тему семьи и гендерных взаимосвязей в условиях современного периода новейшей истории. На материалах книг, используемых в учреждениях образования Карелии и Финляндии, описаны стратегии и способы репрезентации семьи, передачи семейных ценностей от поколения к поколению. Показаны типы семей, встречающиеся на страницах этих изданий, а также трансформация образа семьи за последние три десятилетия. Компаративный подход позволил установить, что на рубеже ХХ-ХХI вв. для Карелии и Финляндии характерны разнонаправленные стратегии в репрезентации семьи и гендерных отношений, в различной степени представлены этнические семейные традиции. Книги для младших школьников, изданные в Карелии - пример консервативного подхода к показу моделей семьи и гендерных взаимодействий в микросоциуме. В этих учебниках представлен только вариант полной семьи как ориентир для формирования ценностных установок. В Финляндии наблюдается многообразие вариаций с целью предоставления ребенку возможности увидеть себя и собственную семейную ситуацию «в зеркале книги». В финских источниках наблюдаются отказ от репрезентации традиционной модели этнической семьи, замена ее на этнически непроявленные формы семейных союзов.

Литература

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
2. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Макаревич Г. В., Маркарова Т. С. Учебник для начальной школы 1900-1940-х гг. как заповедник педагогических идеалов // «Пора читать»: буквари и книги для чтения в предреволюционной России, 1900-1917 гг. Сб. науч. трудов и материалов / ред. Т. С. Маркарова, В. Г. Безрогов. М., 2010. С. 7-40.
3. Вьеловейски П., Дебус К., Кеннеке Б., Шверма К., Штуве О. Гендерно-чувствительная работа с мальчиками в школе: концептуальные основы и выводы из ряда курсов повышения квалификации учительниц и учителей в Германии // На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований. СПб., 2014. С. 379-388.
4. Гукаленко О. В., Левицкая И. Б. Инновационные технологии: воспитание ценностного отношения к семье в условиях школьного образования. Тирасполь: РИО ПГУ, 2001. 87 с.
5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». Москва: Просвещение, 2009. 24 c.
6. Демидова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 79-83.
7. Дорогой друг: социальные модели и нормы в учебной литературе 1900-2000 годов (историко-педагогическое исследование). Коллективная монография / ред. В. Г. Безрогов, Т. С. Маркарова, А. М. Цапенко. М.: Памятники исторической мысли, 2016. 568 с.
8. Жаринова О. М., Барышникова А. В., Кондратьева С. Ф., Щербакова Т. В. Karjalan kieli 1: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Петрозаводск: Периодика, 2007. 39 с.
9. Зайков П. М. Kaunista Karjalua: luventakirja vienankarjalaksi: 2. luokka. Книга для чтения для северо-карельских школ. Петрозаводск: Карелия, 1993. 117 с.
10. Зайков П. М. Luvemma vienankarjalaksi: 3-4. luokka. Книга для чтения на северо-карельском диалекте. Петрозаводск: Карелия, 1995. 167 с.
11. Илюха О. П., Шикалов Ю. Г. Репрезентация дома и семьи в букварях и учебниках для карельских детей первой половины XX в. // Карельская семья во второй половине XIX - начале XXI в.: этнокультурная традиция в контексте социальных трансформаций. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2013. C. 375-396.
12. Илюха О. П., Шикалов Ю. Г. Конструируя идентичность: образы Российской Карелии и Финляндии в книгах-путешествиях для детей начала XXI века // Гибкие этничности. Этнические процессы в Петрозаводске и Карелии в 2010-е годы. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. С. 262-292.
13. Клементьев Е. И. Карельская городская семья. Социологический обзор обследования 1972 г. // Карельская семья во второй половине XIX - начале XXI в.: этнокультурная традиция в контексте социальных трансформаций. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2013. С. 272-285.
14. Маркианова Л. Ф., Дубровина З. М. Аberi / Букварь. Петрозаводск, 1990. 95 с.
15. Панкратьева Е. В., Хорошилова Т. Е. Karjalan kieli, 1: учебник для 1 класса. Петрозаводск: Периодика, 2007. 39 с.
16. Панкратьева Е. В., Хорошилова Т. Е. Karjalan: 2. Luokka. Карельский язык: собственно-карельское наречие: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений РК / худож. А. Н. Трифанова. Periodika, 2008.
17. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба»: история и современность. Казань: Татар. книжн. издат., 2016. 196 с.
18. Сорокина Е. А. Дети и родители современной Швеции // Гендер в фокусе антропологии, этнографии семьи и социальной истории повседневности. М.: ИЭА РАН, 2019. С. 272-278.
19. Чикина Н. В. Детская литература Карелии на финском, карельском и вепсском языках. Петрозаводск, 2012. 150 с.
20. Шумилова М. М. Семья в Карелии в начале XXI в. // Карельская семья во второй половине XIX - начале XXI в.: этнокультурная традиция в контексте социальных трансформаций. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2013. С. 315-328.
21. Aarnio К., Kylmä J., Solantaus T. & Rotkirch A. Sateenkaariperheiden vanhemmat. Kokemuksia lasten hyvinvoinnista, perhesuhteista ja tuen saannista. Helsinki: Väestöliitto, 2018. 187 s.
22. Democratic Schools: Lessons in Powerful Education / Eds. Michael Apple and James A. Beane. Portsmouth, NH: Heinemann, 2007. 174 p.
23. Harainen P., Lumme L. Emma ja erilainen perhe. Helsinki: WSOY, 2009. 25 s.
24. Havukainen A., Toivonen S. Tatun ja Patun Suomi. Keuruu: Otava, 2007. 48 s.
25. Huovi H., Wäre M., Töllinen M. Iloinen aapinen. Espoo: Weilin + Göös, 1991. 177 s.
26. Järvinen P., Kyllijoki V., Mansikka N. Pikku Vipunen. Keuruu: Otava, 2007. 96 s.
27. Kaljunen A., Karemo B., Metsikkö T. Kotiaapinen. Tampere: Valistus, 1969. 81 p.
28. Kallioniemi T., Katajamäki M., Raikunen S. Aapinen: Satulakka, Viestivakka, Tietopakka. Keuruu: Otava. 1-е издание, 1994 г. 175 s.
29. Kallioniemi T., Raikunen S. Hauska matka Aapinen. Keuruu: Otava. 1-е издание, 2001 г. 176 s.
30. Katajavuori R., Toivanen R., Tokola M. Meidän pihan perhesoppa. Helsinki: Tammi, 2015. 35 s.
31. Kincheloe Joe L. Critical Pedagogy in the Twenty-First Century: Evolution for Survival // Counterpoints. Vol. 422, CRITICAL PEDAGOGY in the new dark ages: challenges and possibilities. 2012. P. 147-183.
32. Koski L. Hyvän lapsen ja kasvattamisen ideaalit. Tutkimus aapisten ja lukukirjojen moraalisen kosmologian muutoksista itsenäisyyden aikana. Turku: Suomen Kasvatustieteellinen Seura, 2001. 223 s.
33. Martikainen A. Aapisten perhearvot itsenäisyyden ajalla. Toimijuus ja vuorovaikutus aapistekstien perheissä. Дипломная работа по специальности «Финский язык». Рукопись. Университет Тампере, 2006. 198 s.
34. Marttinen T., Salminen A. Ikioma perheeni. Tallina: Pieni Karhu, 2014. 44 p.
35. Monimuotoiset perheet varhaiskasvatuksessa. Opas kasvatus- ja opetusalan ammattilaisille. Monimuotoiset perheet -verkosto. Helsinki: Monimuotoiset perheet -verkosto, 2020. 38 s.
36. Paajanen P. Mikä on minun perheeni? Suomalaisten käsityksiä perheestä vuosilta 2007 ja 1997. Perhebarometri 2007. Helsinki: Väestöntutkimuslaitos, 2007. 92 s.
37. Poerksen U. Weltmarkt der Bilder. Eine Philosophie der Visiotype. Stuttgart: Klett-Cotta, 1997. 329 р.
38. The critical pedagogy reader / Еds.: Darder A., Baltodano M., Torres R. D. New York: Routledge, 2003. 668 р.
39. Wäre M., Suonranta-Hollo L., Lerkkanen M-K. Pikkumetsän aapinen. Helsinki: WSOY, 2006. 169 s.
Поступила в редакцию 2021-06-03
Опубликована 2022-03-20
Раздел
Инновации и технологии
Страницы
165-179